Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

Как я съездил на Донбасс

В очередной раз съездил на Донбасс, в котором уже давненько не был, и в очередной раз убедился, что он "порожняк не гонит". Такого количества разрухи, серости, нищеты, пьяни и деградации, как там - трудно найти еще где-либо на просторах бывшего СССР. Может быть даже это мировой лидер, не уверен что подобный феномен есть еще хоть где-то в мире в таких масштабах. Написал свои впечатления вперемешку с советами последователям, которые может вдохновятся тоже поехать туда.

Итак, Мариуполь. Главное, ради чего приезжают туристы в этот город,
осмотр огромных по размеру металлургических заводов – им. Ильича и «Азовсталь». Вообще, сам факт наличия в одном городе аж двух подобных гигантов уже примечателен. Мрачные виды заводских территорий, тянущихся на километры, покрытые промышленной пылью огромные цеха, разноцветный дым из труб, угрюмые суровые пролетарии, бредущие толпой к проходной - повергают в мысли о Третьей мировой войне, Звёздных войнах и будущем человечества.

Для осмотра заводских территорий и спальных массивов наиболее целесообразно использовать трамвай – он в Мариуполе старый, раздолбанный и наиболее соответствует духу этого города: вместо выбитых окон в некоторых местах рамы заварены металлическими листами, большая часть ламп в салоне разбита, многие двери не работают. Ездит в трамвае очень суровая публика, пьяная, неряшливая и громко матюкающаяся, так что можно в полную силу прочувствовать атмосферу жизни в этом индустриальном гиганте.

На трамвай в центре можно подсесть на конечной «Ул. Казанцева», следующей остановке «Центральный рынок» или любой другой на ул. Николаевской и Артёма.

Трамваи 5, 6 сначала проезжают по мосту через речку Кальмиус. Здесь можно посмотреть, как местные жители ловят рыбу прямо возле труб, с которых в реку сливаются промышленные стоки. Затем трамвай медленно проезжает вдоль проходных и заборов комбината «Азовсталь», после чего делает круг по огромному спальному Орджоникидзевскому району, построенному для работников «Азовстали». Здесь можно осмотреть коммерческие ларьки, полностью покрытые снаружи металлическими решётками во избежание ограблений, полузаброшенный парк «Азовсталь», более-менее приличный детский парк и ещё один центральный, пляжи на берегу Азовского моря, многочисленных пролетариев и деклассированных элементов в замызганной одежде, уже с утра распивающих повсюду водку и занюхивающих рукавом. Архитектура района не слишком выразительна, поэтому необязательно ходить здесь пешком, для получения общего представления достаточно проехать через него на транспорте. На ул. Сергея Лазо можно пересесть в трамвай 11 до «Аглофабрики».

Трамвай 11 интересен тем, что соединяет жилмассив «Азовстали» (Орджоникидзевский) с промзоной комбината им. Ильича (Ильичёвский р-н), причём едет он не через центр, а по окраинам. По пути вы увидите кварталы с частным сектором (Украина, Мирный), в которых многие улицы не заасфальтированы и не освещаются по вечерам (с большой вероятностью вечером там можно схлопотать по лицу), незастроенные пустыри со стаями бродячих собак, а также живописную городскую свалку – она прямо у трамвайных путей: на горах мусора копошится целая армия птиц, выклёвывая что-то съедобное из объедков. По пути можно сойти в районе Мирный, чтобы погулять по улицам этого пролетарского гетто и осмотреть панораму завода Ильича (по пути назад на трамвае 7 вы осмотрите его с другой стороны). Впрочем, если вы приехали в Мариуполь по ж/д, то эту самую панораму вы уже видели на подъезде к вокзалу.

Конечная «Аглофабрика» - в отдалённом северном районе городе, близ выезда на Донецк. Любопытно, что находится она на закрытой территории комбината им. Ильича, и попасть внутрь можно только на трамвае; если идти по параллельной дороге пешком или ехать на авто – на КПП потребуют пропуск. Из этого следует, что доехав до конечной, нужно особо там не шастать, так как можно попасть в поле зрения охраны, а чуть погулять и уехать прочь – от аглофабрики до центра ходит трамвай 7, таким образом на трёх трамваях можно совершить кольцо по всем главным промышленным районам города. У конечной – будка диспетчера (там можно посмотреть расписание трамваев) и огромные заводские цеха – именно отсюда наилучшим образом можно рассмотреть подъездные пути ж/д, стоящие на них товарные вагоны и огромные дымящиеся трубы. По дороге в центр на «семёрке» можно будет полюбоваться видами комбината Ильича (не самыми живописными, лучшая панорама с обратной стороны – с района Мирный), большим жилым массивом Аэродром.

Технические моменты. Можно совершить это же кольцо и в обратном направлении – в центре сесть на трамвай 7 до «Аглофабрики», затем пересесть на тр. 11 до улицы Лазо, а там совершить кольцо по Орджоникидзевскому району с возвращением в центр на тр. 5, 6. Трамваи 5 и 6 ходят целый день, но движение 7 и 11 приурочено к заводским сменам, так что совершить экскурсию можно с 6.00 до 8.00, а потом лишь после 13.00 и до раннего вечера. Если вы приехали между 8.00 и 13.00 в Орджоникидзевский район, то трамвай 11 вы увидите, но ходить он будет не до «Аглофабрики», а на полпути – до «Энергоучастка» (это уже Ильичёвский р-н). Можно приехать туда и двинуться пешком вдоль путей, осматривая мрачные жилые кварталы и любуясь видами комбината Ильича. Проезд в трамваях оплачивается кондуктору или водителю. Дублирующие трамвай маршрутки есть лишь частично - на «Аглофабрику» можно попасть только по рельсам, так что целесообразно всё кольцо проделать на этом романтичном виде транспорта. Интервал движения трамваев – 20-30 минут.

Центр

На весь центр Мариуполя есть лишь одна улица, выглядящая прилично – это проспект Ленина, она тянется от площади Освобождения к выезду на Бердянск. Здесь более-менее нормально горят фонари, убирается мусор, ремонтируются проезжая часть, тротуары и фасады домов. Все остальные улицы центра довольно запущены – повсюду ямы, грязь, осыпающаяся штукатурка, гулять там имеет смысл лишь при свете солнца, в темноте же из-за слабого освещения практически ничего не видно.

На Ленина - львиная доля кафе и ресторанов города, и несколько примечательных масштабных сталинских зданий – с лепкой на фасадах и башенками. Последние находятся у сердца города – Театральной площади, на которой разбит симпатичный сквер с подсвечивающимся по вечерам фонтаном. Стоит пройти площадь по периметру и через центр. Большая часть домов на Ленина – брежневского периода и не особо примечательны. Имеет смысл гулять по проспекту от центра до самого конца города – на пути везде широкие тротуары, много зелени, два парка, супермаркеты и торговые центры.

На углу пр-та Ленина (у дома 83) и ул. Казанцева – памятник Владимиру Высоцкому. От него можно пройти к упомянутой выше конечной трамваев и большой сильно замусоренной территории центрального рынка. Ещё одна формальная достопримечательность – местный Арбат (отходящая от Ленина крохотная улочка Энгельса) – она совсем маленькая и выглядит довольно примитивно. Единственное, что обращает на себя внимание здесь – водонапорная башня дореволюционной эпохи.

Царская застройка Мариуполя имеет место быть, но она весьма невыразительна – ни на одной улице не образует целостного ансамбля, а один старый дом обычно окружают два-три новых. К тому же почти все дореволюционные здания – обычный частный сектор, невыразительные одноэтажки. Исключение – несколько более масштабных образовательных учреждений (бывших гимназий), выстроенных из характерного тёмно-красного кирпича. Состояние большинства старых домов – неудовлетворительное: штукатурка осыпается с фасадов, они изуродованы новыми пластиковыми окнами, металлическими дверями, антеннами и т.п. Найти остатки старорежимного Мариуполя можно на параллельных пр-ту Ленина улицах – Митрополитская, Николаевская, Георгиевская, Итальянская, а также в районе ж/д вокзала.

Tags: Украина, советы путешественникам, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments