Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Category:

Поездка на Новый год в Западную Украину

На 3,5 дня предпринял поездку в Западную часть Украины, только благодаря этому впервые в этом сезоне смог увидеть снег в Карпатских горах (в Киеве его не было с марта 2011 г.).

Сперва был поезд Киев - Ужгород, в котором собственно и прошел Новый год. Любопытно, что в этом поезде обнаружилось несколько больших компаний, отправившихся отмечать этот праздник на колесах. Немало пили и ехавшие без шумных компаний пассажиры. Поразило, что выйдя на станции Шепетовка в час ночи (в самый Новый год) на платформе обнаружились в усмерть пьяные тётки, продававшие шампанское, вареники и колбасу. Этот нелегальный бизнес вечен, и его не сбивает с ритма ничто – даже такой праздник.


1-го января сперва был Ужгород – очень кратко, без ночевки. В городе поменялось лишь количество кафе и магазинов, оно неулонно растет, а вот общий вид города довольно запущенный – со времен Союза в нем мало что ремонтировалось.

Приятно удивило, что до сих пор работает бар «Кактус» на местном Арбате, его могу порекомендовать всем, кто поедет туда. Это центральное место в городе для любителей красивых интерьеров, вкусной кухни, рок-концертов и неформальных тусовок по вечерам. Заведение работает ещё с 90-х гг. (когда я и услышал о нем впервые), из-за чего его знают, вероятно, все представители прогрессивного человечества Закарпатья. Работает круглосуточно.

Дальше путь лежал на маршрутке в Мукачево.

Мукачево совершенно не похож на аналогичные по размеру города центральной Украины. Визуально он кажется не 83-тысячным районным городком, а полноценным областным центром. Исторической застройке центра Мукачево, впрочем, могли бы позавидовать многие украинские города гораздо более крупного размера. На главных улицах полностью сохранился архитектурный ансамбль 19 - 1 пол. 20 вв. Примечательно, что проезжая часть на значительной части улиц вымощена булыжником, отсутствие асфальта усиливает эффект путешествия во времени, погружения в старину.

Если попасть сюда вечером в темноте (как собственно у нас и получилось), то город может показаться настоящей Европой – настолько все здесь непохоже на традиционную Украину. И другие дома, и мостовые. И полное отсутствие людей на улицах в 7 вечера – в Европе любят не ходить, а сидеть дома.

Главная достопримечательность города – замок «Паланок» (14-16 вв.), к нему идти не было ни времени, ни желания, впрочем в прошлом я его уже видел.

Путь дальше в тот же день лежал в Лавочное, что в карпатских горах. Ехать надо было на «собаке». Ж/д вокзал Мукачево находится в стороне от центра. Здание довольно большое по размеру, внутренние помещения капитально отремонтированы в последние годы, так что ожидать здесь поезда было довольно приятно. На привокзальной пл. имеется большой гастроном с «наливайным» очень дешёвым отделом: так, 50 г водки здесь можно выпить всего за 3 грн. (12 рос. рублей) – это суперцена просто, немыслимая в той Европе, что позападнее!

Ночлег 1 и 2 января прошел в поселке Лавочное, в деревянной избе, которую нужно было топить дровами. Настоящая аутентичная деревенская жизнь, которая прикольна лишь на 2 дня, но ни на минуту более. Туалет там на улице – деревянная будка с дыркой. В дырке стоит ведро, в которое должны падать продукты жизнедеятельности, после чего сие ведро нужно вынимать и очищать «авгиевы конюшни». Не знаю, насколько приятно таким заниматься местным жителям, я лично не пробовал и не хочется как-то.

Мыться в доме нечем – имеется лишь кран с холодной водой во дворе, так что в этот раз обошелся без мытья вообще во всей поездке, благо длилась она недолго. Но если абстагироваться от отсутствия цивилизации, то ночлег в традиционном карпатском доме в чем-то оригинален – интерьер его сохранился почти без изменений с 60-70-х годов прошлого века - старые деревянные серванты с красивыми чашечками внутри, ковры на стенах, побеленные пачкающиеся стены и потолки. Такой себе музей деревянного зодчества, в котором можно пожить и всё пощупать.

На следующий день 2-го числа выдвинулись организованно в находящийся в двух остановках электрички горно-лыжный курорт Славское, так как в самом Лавочном делать нечего.

Славское – это поселок городского типа, расположен в горах Сколевские Бескиды.

Славское лежит в ложбине между горами, по форме населенный пункт узкий и длинный, чтобы пройти от одного его края до другого, нужно не меньше часа интенсивной ходьбы. Подавляющее большинство домов здесь – частный сектор, больших зданий – всего несколько.

Круглогодично здесь действует кресельная канатная дорога на гору Тростян (1235 м) – это собственно главная достопримечательность курорта. Станция подъемника находится достаточно далеко от центра, к ней возят на такси-УАЗике за неадекватные деньги (50-60 грн. за машину от вокзала, или 10 грн. с чел., в УАЗ-е помещается 6 чел., ехать всего 5 мин.).

Любопытно, что передние колёса у многих советских джипов обмотаны металлическими цепями, чтобы машина не съезжала с крутых обледенелых склонов. Разумеется, если вы не несёте с собой лыжи, а просто вышли погулять, как собственно мы и делали, то пройтись до канатки лучше на своих двух (прогулка до нижней станции кресельной канатки от вокзала заняла примерно полчаса).

Подъем по канатной дороге занимает 23 мин., длина дороги 2700 м. Кресла рассчитаны только на 1 чел., так что обменяться впечатлениями о природе не с кем. Оказалось, что в период новогодних праздников очередь на канатную дорогу может быть очень большой – ждать на морозе подъёма нужно два часа (!!!!). Это полный беспредел, стоять столько времени в очереди не хотелось, так что от идеи покаталься на канатке отказались. Вдобавок и цецы кусаются: подъём плюс спуск на кресельной канатке стоит 60 грн., ещё 20 грн. нужно отдать в качестве залога за карту (одноразовых бумажных билетов здесь, к сожалению, не выдают). Учитывая, что все подъемники эти советские, полуполоманные, то цена слишком высока – владельцы канатки лишь гребут себе деньги, и ничего не вкладывают.

Кроме кресельной дороги, здесь (а также в других частях городка) действуют бугельные подъемники. У нижней станции центрального бугельного подъёмника на Тростян (длина 1000 м, туда мы направились после облома с креселкой) – пункт проката снаряжения, несколько кафе. В пик горно-лыжного сезона здесь также стоят очереди, однако не столь большие, как на кресельной дороге. Проезд от нижней станции креселки до нижней станции бугеля – 60 грн.

Для лыжников в Славском открыты пункты проката снаряжения, часть их находится в центре посёлка – у вокзала, другие – непосредственно у подъёмников. Лучше выбрать лыжи сразу у вокзала – там выбор побольше. Значительная часть снаряжения изношена и не соответствует нормам безопасности. Цены, тем не менее, высокие (лыжи на день – от 30-40 грн., сноуборд – от 50 грн.).

В центре Славского – базарчик по продаже сувениров, церковь, а также мемориал бандеровцам. Все остальное в поселке, за исключением отельно-кафешной инфраструктуры, предназначенной для выкачивания из туристов денег, в ужасном состоянии: дороги разбиты, нормальный асфальт есть только на пятачке в центре, в коммунальном хозяйстве царит полный разгром. По вечерам Славское практически не освещается, на многих улицах нет тротуаров, так что приходится идти прямо рядом с автомобилями, что весьма небезопасно, особенно зимой, когда дороги покрыты льдом и снегом. Все автодороги, подъёмники и мосты были построены в Славском за годы Советской власти, последние 20 лет здесь развивался лишь мелкий частный бизнес, а украинское государство в развитие курорта денег не вкладывало. Результаты такой политики хорошо заметны.

Жителям города Москвы, с которыми я гулял, решил показать национальную карпатскую еду в колыбе – это деревянный ресторан сферической формы, в центре которого – печь с горящими дровами, а вокруг неё расставлены столы. На обед здесь подают суп с белыми грибами, суп «Банош», мамалыгу, карпатский травяной чай с мёдом и прочие вкусности. Съел супчик, крученые карпатские мясные отбивные с овощами, мороженого шоколадного с шоколадной подливой и что-то еще.

К вечеру переместились снова в «еврохату» в Лавочное. Ещё один «суперсервис» - на местном жд вокзале: толпа к единственной работающей кассе такого размера, что стоять за билетами нужно добрый час. А мы подошли за 25 мин. до прохождения электрички-экспресс, таким образом билеты так и не взяли, и я еще боялся что на входе будут проводники и не пустят. Но на Львовской жд процветает коррупция – в вагон можно спокойно залезть, а проводница ходит по вагону и собирает мелкие взятки в карман (никакого билета она не выдает, но и не может выдать в принципе, так как в таких поездах билеты должны быть только из касс).

В последний день поездки мы поехали во Львов, где и провели целый день с утра до вечера. Но об этом в следующий раз. Пока хватит :))

Tags: Ужгород, Украина, советы путешественникам, транспорт
Subscribe

  • Правила въезда на Украину на апрель 2021 г.

    Обновил свою (самую подробную в интернете) инструкцию по въезду на Украину для иностранцев, с учетом того, что Украина отменила деление стран на…

  • Ночь в румынском плацкарте. Сравним с нашими поездами?

    Хотя Румыния - совсем небольшая страна, расстояния там вполне пригодные для путешествий ночью на поезде. Чтобы не слишком быстрый поезд позволил…

  • Спортмастер - RIP

    Вслед за запретом сразу трех оппозиционных телеканалов, российской вакцины от коронавируса, теперь Зеленский своим указом закрыл сразу всю сеть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment