Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

Впечатления о Туркмении

Чуть больше года назад, в конце 2010 г., мне удалось наконец-то побывать в загадочной Туркмении, которую очень редко посещают туристы. Пара слов об этой экзотической стране.

Особенности Туркмении

Туркмения – уникальная страна, визовая для граждан всех стран мира.

Самостоятельное получение туркменской туристической визы – задача практически невозможная, ведь от каждого туриста требуется обращение в турфирму и оплата гостиничных услуг, а самостоятельно бронировать отели в стране не разрешается. Подавать документы на визу необходимо задолго до поездки – за 2-3 месяца.

Большинство самодеятельных туристов проникают в Туркмению по транзитной визе, так туда попал и я. Однако с этой визой случаются хитрые приколы.


На одном из польских туристических форумов вычитал однажды интересный случай, как польские туристы отправились из Азербайджана в Туркмению на пароме по транзитной туркменской визе. Корабль вышел с задержкой, потом ему длительное время не давали пристать к берегу в Туркменбаши, и когда, наконец, он прибыл в пункт назначения, то оказалось, что 5 дней истекли, и польских туристов на территорию страны не пустили.

Пикантности в ситуацию добавило то, что у поляков были однократные азербайджанские визы и вернуться назад в Баку без виз они тоже не могли. Так бы и жили горе-путешественники на судне неограниченное количество времени, если бы не вмешательство польских дипломатов, лично приехавших из Ашхабада на берег Каспийского моря выручать своих соотечественников.

Чтобы попасть в Туркменистан, нужно заплатить при въезде пошлину в 12 долларов США. Ещё одна необходимая зачастую трата при наземном пересечении границы – услуги маршрутки, перевозящей через приграничную территорию между границей Туркмении и сопредельного государства.Отказаться от такой услуги нельзя – пеший проход запрещается. В первый раз содрали менее 1 дол. на трассе Туркменабад – Бухара, второй - 10 дол. на трассе Ахшабад – Мешхед.

Туркменские таможни работают только днём, с 8-9 утра до 6 вечера, причём вдобавок могут закрываться на обеденный перерыв с часу до двух.

Ещё в 2010 г. в Туркмении действовало 2 оператора сотовой связи – национальный «Altyn Asyr» («Золотой век») и российский МТС. В декабре 2010 г. Минсвязи внезапно отозвал лиценцию у МТС, компания была мгновенно закрыта, из-за чего добрая половина жителей Туркмении остались без своих мобильных номеров. В настоящий момент в стране действует только один оператор связи.

Туркмения – единственная республика бывшего советского Союза, не подключённая к системе продажи и бронирования билетов «Экспресс», таким образом ни в России, ни в других республиках Средней Азии невозможно купить билеты на туркменские поезда, они продаются только на территории этой страны.

Ещё одна любопытная особенность местной ж/д – ни один дальний или пригородный туркменский поезд не пересекает границ республики, 100% поездов курсирует только на территории страны.

Привычных нам билетов на поезда дальнего следования на жёлтом бланке в туркменских кассах вам не выдадут, вместо них кассир вручную вписывает ручкой на каждого пассажира его место и номер вагона на маленькой прямоугольной картонке.

Билеты на поезда по Туркмении чрезвычайно дёшевы – так, проезд через всю страну из Туркменабада до Ашхабада мне обошелся в 3 доллара в плацкарте.

Туркмения – единственная страна бывшего Советского Союза, заменившая большую часть вагонов и локомотивов в поездах дальнего следования. Вместо привычных нам вагонов советских лет здесь курсируют новые китайские составы, обычно покрашенные в белый цвет. Вагоны совсем новые – 2009-2010 гг. выпуска, в них имеется кондиционер, что очень приятно в процессе поездки по жаркой республике.

Общие вагоны в Туркмении – те же плацкартные, только без резервации места. Любопытно, что в обновлённом составе с новыми китайскими вагонами один или два общих могут быть старыми советскими, напрочь убитыми, с плохо работающим светом и сломанными полками. Так что разница в комфорте между общим и плацкартом может быть значительной.

Плацкарты китайского производства похожи на советские купе, только в них нет двери и вместо 2 полок с каждой стороны здесь имеется 3. Ехать в таком плацкарте при полной заполненности вагона не очень комфортно – единственная багажная полка не вмещает обычно всего багажа 6 пассажиров, из-за чего часть вещей валяется прямо под ногами сидящих на нижней полке пассажиров. Одного маленького столика также часто не хватает, чтобы разместить еду и напитки всех пассажиров, часть продуктов люди вынужденно кладут прямо на верхней спальной полке рядом с подушкой.

Новые купе похожи на плацкарты, только вместо 6 пассажиров в них едет 4, а в СВ, соответственно, 2. Учитывая дешевизну туркменских поездов, лучше всего в путешествиях по территории страны пользоваться купе либо СВ, если на них, конечно, удастся купить билет.

Хотя поезда в Туркмении новые, традиции на железной дороге остались во многом старые, советские. Так, здесь до сих пор воруют ночью у спящих пассажиров обувь, из-за чего рекомендуется в плацкарте свои ботинки класть на багажную полку, а не оставлять на полу. Проводники могут разговаривать хамским тоном, в некоторых случаях, правда, они практически не владеют русским языком, и ругаются только с местными жителями на государственном (так было в моем случае, о чем ругались, конечно, не понял).

Также, как в СССР, проводники могут не открывать в вагоне один из туалетов, оставляя для всех пассажиров только один в конце вагона. Спрашивал у пассажиров, почему не возмущаются по этому поводу. Они ответили, что так заведено.

В тот раз, когда я ехал на поезде, в него бесплатно без билетов загрузили пару сотен солдат-срочников. Им не выделяют отдельного вагона, а равномерно распределяют по всему составу группами по 20-30 человек на вагон. Бедные солдаты всю ночь были вынуждены стоять в проходе и тамбурах, мешая прочим пассажирам пройти к туалету или набрать кипятку. К слову, кипяток имеется далеко не в каждом вагоне.

В туркменских банках можно сдать только доллары США и никакую другую валюту! Больше такого нет наверное нигде в мире.

Письменный русский язык из-за жёсткой националистической политики руководства страны практически исчез из делопроизводства, на туркменских улицах и зданиях не увидишь надписей на великом и могучем, отсутствуют также и слова на старом туркменском языке (кириллицей). В разговорной же речи, однако, в крупных городах русский язык сохранился, особенно это заметно в Ашхабаде, где на нём разговаривает значительная часть жителей (а понимают так и вовсе почти все).

Школьники все ходят в специальной форме – девочки должны заплетать косички в волосах и носить зелёные платья с национальными орнаментами, мальчики же, даже маленькие, одеты в костюмы с галстуками, головной убор у обоих полов – тюбетейки. Любопытно, что девочки с короткими волосами вплетают в волосы искусственные косы – униформа обязывает. В национальных платьях должны ходить не только ученики, но и школьные учителя. Также ходят в подобных нарядах и туркменские студентки, только с окончанием школы и поступлением в ВУЗ зелёные платья они меняют на синие или красные.

В фирменных тюбетейках обязаны выходить на работу и водители ашхабадских автобусов и троллейбусов.

Из-за обилия людей в национальной одежде Туркмения производит на заезжего путешественника сильное впечатление, возрождение национальных традиций здесь идёт полным ходом (происходит это добровольно или из-под палки – это уже другой вопрос).

Решением Сапармурата Туркменбаши Великого все граждане страны бесплатно получают от государства электричество, газ и соль. Каждый водитель имеет право ежемесячно получить от государства 160 л бензина, чего, заметим, более чем достаточно для передвижения по городу (деревне). Дополнительное горючее можно купить за деньги, цена на него недорога: на 1 доллар можно купить 4-5 литров бензина.
Всё это не байки, а истинная правда - сам спрашивал местных насчет подобного коммунизма - таки да, всё раздают бесплатно.

В Туркмении много ограничений, которые необходимо знать иностранцу, приезжающему в страну. Здесь запрещено курить везде, кроме собственной квартиры, даже на улице. В Ашхабаде автомобилям нельзя сигналить без веской причины, водителей за это штрафуют гаишники – так борются с пагубной азиатской привычкой «бибикать» по любому поводу.

Как много удивительного, не так ли? И это лишь то, что удалось выцепить за 5 дней пребывания в республике, ведь побыть там дольше не давала короткая виза. Вообще, Туркмения - очень интересная страна, и если бы не эти дурацкие визы, поехал бы туда дней на 20-30, чтобы вволю насладиться этой самобытной необычной страной. Ну, дай Бог, ещё побываю.

Tags: Туркмения, законы, советы путешественникам, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments