Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

Границы, которых как бы нет

К границам между странами Шенгенской зоны у многих людей, не слишком часто ездящих по Европе, отношение ошибочно-упрощенное - "границы там стерты и преград между странами нет, можно ехать спокойно и не заметить, где началась новая страна". Аналогичное отношение и к российско-белорусской границе, многие считают просто, что "границы нет". И даже про прохождение реальной осязаемой границы между СНГ и ЕС многие питают иллюзии, о том, например, что таможенные правила ЕС формальны.

Это всё вроде бы часто бывает именно так, но в тоже время не совсем. Границы не столь прозрачны, в чем я лично в очередной раз убедился в ходе летней большой европейской поездки 2015 года.

Граница 1. Российско-белорусская, автотрасса М1 Москва - Минск. Место пересечения границы весьма заметно - там стоит большая очередь грузовиков, грузы подвергаются контролю (выборочному или полному, сказать трудно). С российской стороны границы находится большое число пограничников - человек 8 увидел у обочины (и это не факт, что все). Они в жилетках с соответствующей надписью, так что ошибиться невозможно. Останавливают выборочно машины и проводят проверку документов.

Через границу меня вез белорусский гастарбайтер, который каждый месяц-два ездит в Россию по этой трассе на заработки и хорошо знает обстановку. Он меня заверил, что пограничники останавливают ВСЕ машины с украинскими номерами (с российскими - выборочно), а также рейсовые автобусы, у пассажиров проверяют паспорта.

Также от себя добавлю, что для граждан Украины крайне нежелательно попадать на такую проверку, так как известна масса случаев (в 2014-2015 гг.), когда въехавших на территорию Союзного государства через Беларусь граждан Украины российские пограничники попросту не пропускали в РФ, отказывая во въезде. А ранее, в 2000-х годах российские таможенники (!) требовали у выезжающих в Беларусь граждан Украины российскую регистрацию, угрожая вызвать пограничников (!). Лично был свидетелем такому.

Так что отсутствие границы РФ и РБ - это в значительной степени иллюзия.

Граница 2. Беларусь/Польша в Бресте. Этот пункт пропуска официальный, переезжать на автомобиле его нужно несколько часов ввиду не столько большого числа машин, как нарочито медленного их оформления. С белорусской стороны ничего негативного не было, а вот с польской - вполне. Во-первых, что неоднократно мною было замечено на самых разных польских границах (из с Украиной, и с Беларусью, и с РФ) пограничники и таможенники этой страны демонстративно с вызовом общаются со всеми водителями, пассажирами исключительно по-польски. Может они и знают какие-то слова на других языках, но по ним этого не скажешь. Причем эта ситуация что 10 лет назад была такой, что сейчас остается такой.

Польские пограничники / таможенники задают вопросы водителям "какая цель вашего визита...", "Есть ли товары, подлежащие декларированию", и прочие сложные, которые понять человеку, польского языка не знающего, довольно сложно. Пришлось выступить переводчиком.

Поляки прекрасно видят, что понимают их с трудом или вообще не понимают, но продолжают, явно с удовольствием, повторять те же фразы-вопросы исключительно по-польски. Совершенно удивительно, что Польша не может обучить собственных госслужащих хотя бы азам разговорной речи на русском, украинском, английском языках. Низкий уровень профессионализма – налицо.

Также неприятно поразило на польской таможне в Тересполе - как буквально понимают там требования Евросоюза о запрете ввоза продукции молочного и животного происхождения в ЕС. Ладно бы они следили за товарными партиями, пусть и мелкими, но на моих глазах у людей отбирали завернутые в целлофан бутерброды с сыром, которые люди взяли с собой в дорогу, вареные яйца, недопитые бутылки кефира. Всё это заставляли выкидывать в урну, причем весьма грубо, приказным тоном, почти переходящим на крик, и, разумеется, по-польски.

Граница 3. Швеция/Норвегия. Эту границу переезжал на грузовике по автобану. На въезде в Норвегию имеется полноценное здание таможни, которое минуют лишь легковые автомобили, не имеющие товара, который надлежит задекларировать. Все грузовики, микроавтобусы заезжают на парковку и оформляют документы. У моей фуры процесс прохода таможни занял час.

Граница 4. Норвегия/Финляндия. Переходил пешком норвежско-финскую границу на самом севере этих стран, в Лапландии, на достаточно глухом переходе у города Карасёк, где одна машина проезжала раз в 10-15 минут. У финской таможни (а ее здание тут имеется) каждая машина должна полностью остановиться – движение регулируется светофором, который в искусственном режиме включается работниками. При этом вне помещения людей нет и кажется, что таможня пуста.

Стал свидетелем, как легковушка с российскими номерами, ехавшая из Финляндии в Норвегию, лишь на секунду остановилась у здания таможни, после чего потихоньку поехала дальше, невзирая на красный свет. Видимо, водитель решил, что никого на границе все равно нет (раз ни одного человека не было видно), или что светофор сломался. Явно прорываться через границу, как в американских боевиках, цели не было – иначе машина бы преодолена границу на большой скорости и вовсе без остановки.

Итак, русская машина отъезжает, проходит буквально 20 секунд и тут… Из казалось бы пустого здания таможни выскакивают, как ошпаренные, два человека в форме, прыгают в авто и пускаются в погоню.

Проходит минут 10, и вижу возвращение – обе машины появляются у здания таможни, после чего российский водитель, не заметивший светофора, еще не меньше часа бегал с какими-то бумагами с машины в здание и обратно. Несанкционированный переезд границы, которой как бы нет, стоил ему, думаю, очень дорого.

Граница 5. Швеция/Финляндия. В финский Турку прибываю паромом, который идет из шведского Стокгольма. Толпа в сотни людей вываливается с борта в здание паромного терминала. Там стоят таможенники с куртках с надписью «кастомс». Все белые мимо них проходят беспрепятственно, но тут в толпе появляется два негра. Прямо передо мной таможенники вырывают их из толпы и уводят на досмотр в отдельную комнату.

А вывод из этих случаев такой. Государственная граница –это всегда граница, даже если ее как бы нет, если она прозрачная и т.п. И вероятность каких-то разговоров, проверки документов и вещей, проблем на ЛЮБОЙ границе выше нуля. Заметно выше нуля.
Tags: Белоруссия, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, советы путешественникам
Subscribe

  • Правила въезда на Украину на апрель 2021 г.

    Обновил свою (самую подробную в интернете) инструкцию по въезду на Украину для иностранцев, с учетом того, что Украина отменила деление стран на…

  • Ночь в румынском плацкарте. Сравним с нашими поездами?

    Хотя Румыния - совсем небольшая страна, расстояния там вполне пригодные для путешествий ночью на поезде. Чтобы не слишком быстрый поезд позволил…

  • Спортмастер - RIP

    Вслед за запретом сразу трех оппозиционных телеканалов, российской вакцины от коронавируса, теперь Зеленский своим указом закрыл сразу всю сеть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Правила въезда на Украину на апрель 2021 г.

    Обновил свою (самую подробную в интернете) инструкцию по въезду на Украину для иностранцев, с учетом того, что Украина отменила деление стран на…

  • Ночь в румынском плацкарте. Сравним с нашими поездами?

    Хотя Румыния - совсем небольшая страна, расстояния там вполне пригодные для путешествий ночью на поезде. Чтобы не слишком быстрый поезд позволил…

  • Спортмастер - RIP

    Вслед за запретом сразу трех оппозиционных телеканалов, российской вакцины от коронавируса, теперь Зеленский своим указом закрыл сразу всю сеть…