Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

О Грузии

Ежедневно интенсивно гуляю по Грузии, осматриваю районы, кварталы и города. Когда я был здесь давно - в 2003-2004 годах, то выдвинул тогда такой тезис - среди всех 15 бывших союзных республик СССР Грузия оказалась самой разрушенной. Потом был большой перерыв - на 13 лет, и вот прибыл в Грузию снова. С тех пор утекло много воды - произошла революция роз, потом было 10-летнее правление знаменитого Саакашвили и его реформы, которые так любили пиарить в украинской и российской прессе и блогосфере, затем пришел период власти клана Иванишвили.

Но главное осталось на месте - Грузия была, есть и, думаю, еще на долгие годы вперед останется САМОЙ разрушенной республикой в бывшем СССР (среди 15-ти государств, непризнанные и частично признанные в расчет не берем).

Здесь большинство жилых домов выглядят серо и обшарпанно, с фасадов облетает штукатурка. Здесь в 9-16-этажных домах уничтожены лифты и люди забираются наверх пешком по грязным заплеванным лестницам. Здесь нет централизованной горячей воды и отопления, а жители типовых советских домов обогревают свои жилища дровами.

Тут в бывших роскошных советских санаториях , превращенных в мрачное гетто, уже 25 лет (!) живут в нечеловеческих условиях беженцы ( я выложу потом фотографии их жизни - это совершенный кошмар). Уже выросло в этих зданиях новое поколение, которое никогда не видело другой жизни, и государство не спешит их расселять в новые пригодные для жизни дома.

Здесь страшные убитые библиотеки, в которых за последние 25 лет практически не поступало книг, и практически все имеющиеся - советские, пахнущие старостью.

На грузинских улицах настоящий музей автопрома, количество старых ржавых советских Жигулей, Волг и Москвичей, Камазов и ГАЗов просто таки зашкаливает. Как и старых иномарок 20-летней давности, на которых в Европе уж мало кто ездит.

Здесь очень медленные железные дороги и разрушенные вокзалы - повсюду в провинции, а ремонты коснулись только главных ж/д магистралей.

В Грузии полностью уничтожено троллейбусное сообщение, во всех городах, а кладбище ржавеющих троллейбусов в Кутаиси все желающие могут найти у автовокзала, рядом с разрушенным зданием депо.

Тут массово сохранились убогие советские кафе, в которых весь ассортимент - 1-2 сорта водки, столько же видов лимонада, облупившиеся стены и липкие столы. В маленьких городках, где нет массового туризма, порой невозможно найти даже одного приличного кафе на весь город и приходится есть на улице на лавочке - альтернативы нет.

Здесь дряхлые, пропахшие плесенью и грибком музеи (сегодня таких посетил аж 2), в которых экспонаты практически не обновлялись с 1980-х годов.

На улицах - хаотичная торговля на тротуарах арабского типа, также повсюду - ржавые киоски эпохи 90-х.

На каждом шагу, в каждом городе тут видны огромные заброшенные промышленные зоны, остатки советского могущества. Брошенные цеха и фабрики, заводы, автозаправочные станции, склады... Размеры разрухи настолько велики, что кажется, как будто здесь прошла война, вот только никакой войны не было.

Для путешественника в Грузии есть немало положительных черт, и ездить здесь приятно и познавательно, и этого в будущем еще стоит коснуться. Однако нужно знать и то, что Грузия - самая низко упавшая после так называемых рыночных реформ 90-х, самая деурбанизированная, разрушенная и запыленная страна, и количество брошенных или полузаброшенных объектов тут настолько велико, что у неподготовленного путешественника может вызвать сильное удивление. И это стоит знать заранее перед поездкой сюда.

Однако... Благодаря этому, и независимо от этого Грузия - очень и очень интересная страна для путешествий, и посетить хотя бы раз ее стоит каждому, кто в принципе любит ездить по миру.
Tags: Грузия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments