?

Log in

No account? Create an account

Андрей Сапунов

Сквозь тернии к звёздам Евросоюза

Previous Entry Поделиться Next Entry
Поезда в России 15 лет назад и сейчас
pan_sapunov
Так получилось, что я много ездил по России поездами в 2000-е годы, а потом мне это дело надоело, переключился на другие страны, и с тех пор массовых заездов на множестве поездов не было. И вот сейчас совершил здоровенное ж/д турне по России (намотал уже тысяч десять километров разными поездами в плацкартах и купе), и захотелось сравнить, как было тогда и как сейчас. Распишу по пунктам.

1. Атмосфера в поездах в целом стала здоровее. Пьяных гопников, зэков, буянящего мужичья стало заметно меньше. Но меньше - не значит, что они исчезли. Попасть можно и теперь. Но в целом - лучше.

2. Милиция тогда массово ходила по поездам, трясла людей, проверяла документы, требовала регистрацию. Сейчас такого не заметил. Но гарантии, что этого вообще не бывает, дать не могу. Но явно, что подобного стало меньше.

3. В вагонах перестали курить. Раньше все тамбуры были прокурены в усмерть и, так как дверь туда курильщиками постоянно открывалась, дым просачивался в жилой отсек, где и без того душно. Теперь с этим навели порядок, ездить стало куда приятнее.

4. На всех верхних местах и в плацкарте, и в купе (по крайней мере в тех поездах, что использовал сам) прибили к полкам металлические крепления, чтобы пассажиры ненароком не свалились во сне вниз. На украинских ж/д до сих пор в большинстве вагонов таких фиксаторов нет, хотя стоят они копейки. Политика Укрзализницы такая - ломайте себе ноги, руки, нам по фигу. А РЖД в этом плане молодцы.

5. Электронный способ покупки билетов, электронная регистрация используется теперь повсеместно, за всё время поездки даже в кассу ни разу не зашел. Очень стало удобно.

6. Организовали централизованное питание горячими завтраками, обедами и ужинами. Доставка из вагона-ресторана прямо в ваше купе. Очень удобно, но... порции слишком маленькие и дороговато - выбежать купить еду в привокзальном супермаркете дешевле раза в два, что существенно.

7. Расписание на вокзалах и поездах перевели на местное время. Удобно.

8. Вокзалы на всех практически крупных и средних станциях отреставрированы, внутри очень чисто. Порой здания выглядят как сверкающие дворцы. Несмотря на ремонты, на вокзалах остался старый добрый "советский хостел", называемый комнатами отдыха. Внутри они стали цивильными, на ночлежки больше не похожи. Рублей за 500 можно переночевать. Многие комнаты предлагают за разную цену у них спать не только 24 часа, но и 12, 8, 6 часов. В пришедших из Запада хостелах такой системы скидок обычно нет.

9. С платформ исчезли бабушки- торговки едой. Почти везде исчезли. Тут двойственно - с одной стороны всё это без санитарных норм и можно было отравиться, но с другой - у бабушек был выбор недорогой готовой еды и ягод, фруктов, а не на всех станциях с продажей этого всё в порядке.

Хотя в окрестностях крупных, узловых вокзалов сейчас появились приличные сетевые супермаркеты, куда можно успеть сбегать за время стоянки.

10. В туалетах вагонов начало появляться жидкое мыло - это куда гигиеничнее в использовании, чем почерневшие обмылки, которые были до этого (я их и в руки не брал и ходил со своим мылом всегда). Однако жидкое мыло есть не везде, и даже там, где оно имеется - установленный дозатор откровенно жлобский - нужно раз десять нажать на кнопку, чтобы капнуло достаточное для мытья рук количество мыла. Ни в самолете, ни в каком кафе или офисе такого экономного дозатора, как на РЖД, вы не встретите.

Мыло стоит в сравнении со стоимостью билетов сущие копейки, поэтому эта показательная экономия на пассажирах вызывает только недоумение.

11. В 2000-х гг. биотуалетов было крайне мало, однако печально, что и сейчас за Уралом их немного, даже в таких дальних поездах, как Абакан - Москва, Чита - Адлер люди вынуждены ждать закрытия туалета на десятках (!) санитарных зон. Это, конечно, не дело в наше время - биотуалеты должны быть установлены во всех типах вагонов, включая старые.

12. Сходная ситуация с кондиционерами - они появляются, но очень мало их в обычных нефирменных поездах. А лето в России жаркое, в том числе в Сибири.

13. Проводники за 15 лет стали более вежливыми. Раньше постоянно рычали, злобно смотрели, сейчас успокоили их. Стали более обходительными.

14. До сих пор в поездах нет интернета вай-фай, хотя такая услуга уже доступна во многих междугородных автобусах, в ряде городских автобусов, метро и даже в самолетах. Тут РЖД явно недорабатывает. С наличием стабильного интернета привлекательность поездок по ж/д бы сильно выросла. Для самых широких слоев населения.

15. С розетками по прежнему всё плохо. В старые времена розетки нужны были только, чтобы побриться. Но времена эти прошли безвозвратно. Почти 100% пассажиров имеют мобильные телефоны, многие также ноутбуки, фотоаппараты, планшеты, всё это надо подзаряжать. Однако большинство вагонов в Сибири - советских лет, а там розетки только у туалета, в купейном вагоне - еще в коридоре. Но даже в относительно новых вагонах 2000-х годов - розетки только в отдельных купе, а должны збыть везде, по идее, в каждом купе.

До всеобщей электрификации вагонов с прицелом на конечного потребителя пока очень далеко, и в этом смысле РЖД выглядит отстающей от потребностей большинства пассажиров.

16. До сих пор сохраняется архаичная система, в которой проводники моют туалеты, а потом раздают теми же руками еду и чай. Это в корне неправильно, уборкой должны заниматься специальные бригады работников на крупных станциях, а дело проводника - обслуживать пассажиров.

Надеюсь, в РЖД в будущем к этому придут в рамках модернизации.

Подытоживая, можно сказать, что ездить на поездах за последние 15 лет стало приятнее, комфортнее. Как и в целом - путешествовать по России стало куда легче, цивилизованней, безопаснее и веселей.

Однако железная дорога по прежнему далека от совершенства, что будет продолжать отпугивать от нее часть потенциальных клиентов, пересаживающихся на самолеты, блаблакар и собственные авто. И по мере удешевления авиации (что неизбежно) РЖД понадобится предпринимать недюжинные усилия, чтобы не растерять спешащих и требовательных к комфорту и современному сервису пассажиров.


  • 1
Вроде ж ремни безопасности выдают, по запросу пассажира.

  • 1