Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

На корабле - к полярному кругу. Неделю на борту по Сибири

Удалось совершить очень интересное речное путешествие - недельное плавание по рекам Иртыш и Обь из Омска в Салехард. Корабль за неделю проходит почти 3 тысячи километров - и наблюдать за непрерывно меняющейся береговой линией, проплывающими мимо встречными судами, деревнями и городками на берегах можно круглосуточно - судно идет практически без остановок, день и ночь.


iU8aRiy9lP8
o8c5tzC8bWM

Как ни странно, в Омске корабль отходит не от помпезного речного вокзала в центре, а от небольшой пристани на самой окраине, до которой нужно час добираться двумя маршрутками с пересадкой. В этом месте такая глушь, что нет даже магазина, поэтому всю еду на борт стоит закупать заранее.

Под торжественную музыку "Прощание славянки" отходим от дебаркадера:
DSCF8389

DSCF8393

Начинаю с бортика корабля наблюдать на берегами:
DSCF8396

Корабль оформлен в советском стиле, здесь имеются такие ретро-таблички:
DSCF8397

Вид с кормы:
DSCF8398

DSCF8399

Бочки для мусора на задней палубе:
DSCF8400

Наш теплоход называется "Родина":
DSCF8401

На пассажирской палубе имеются лавочки и столики, очень приятно выйти попить чаю "на природу" - подышать свежим речным воздухом, вглядываясь попутно в проплывающую мимо тайгу:
DSCF8404

DSCF8405

DSCF8406

Двери на корабле в теплом старом стиле - дерево и металл:
DSCF8409

DSCF8410

На носу корабля:
DSCF8412

DSCF8414

Часто на воде видны лодки рыбаков:
DSCF8416

Ветер на борту очень сильный, холодный, из-за этого приходится надевать шапку:
DSCF8422

Первые дни пути по Иртышу более интересные, чем последние два по Оби. Иртыш - река узкая, и можно рассматривать с корабля в деталях оба берега, включая мельчайшие детали - отдыхающих в палатках на берегу, кусты, птиц, строения и т.д. На широкой Оби виды берегов гораздо хуже. Поэтому круиз нужно начинать с Омска, а не подсаживаться по пути.

DSCF8423

DSCF8425


DSCF8430

Теплоход "Родина" (ранее "Сергеев-Ценский") - немецкого производства, был изготовлен в 1956 году специально для СССР. Немецкое качество - очень высокое, уже 63 года корабль служит верой и правдой корабелам Сибири:
DSCF8434

Надо отдать должное и команде - судно содержат в образцовом порядке, палубу, каюты, гальюны, машинное отделение чистят и драют с усердием ежедневно, из-за чего всё находится в идеальной чистоте. Все металлические детали оформления натирают до зеркального блеска.

Закат на Иртыше:
DSCF8435

На судне имеется кают-компания, где все дни плавания с утра до вечера проходили лекции по путешествиям, организованные Академией Вольных Путешествий, которая и стала инициатором этого теплоходного тура:
DSCF8439

Около 50 участников экспедиции составляли в первые дни половину всех пассажиров теплохода (их было около ста), и лишь в последние дни, когда заполненность корабля стала стопроцентной, наши стали составлять пятую часть всех пассажиров.

Кают-компания всегда была полна:
DSCF8440

А вокруг - тайга:
DSCF8441



DSCF8446



DSCF8450

Стоять на борту - очень холодно, нужно специально одеваться, чтобы там находиться более 10 минут. Во внутренних помещениях тепло, ходишь в футболке, а снаружи - холод, надо одеваться.

DSCF8451

DSCF8453

Периодически виды берегов становятся просто великолепными:
DSCF8455

DSCF8456

На судне имеется работающая радиорубка, она же по совместительству библиотека:
DSCF8403

Внутри всё тоже в стиле 50-х годов:
DSCF8457

DSCF8458

Вот эти пачки книг на холодильнике - и вся библиотека, ей, видимо, особо никто не пользуется сейчас:
DSCF8459

DSCF8460

DSCF8461

Когда у берегов появляются домики, можно пользоваться мобильным телефоном и интернетом, а большую часть пути от средств связи отдыхаешь, наслаждаясь природой и интерьерами судна.

DSCF8468

DSCF8469

DSCF8470

DSCF8482

Питаться на корабле можно самостоятельно - тут есть титан с кипятком наподобие вагонного, также имеется кафе, работающее три раза в день по три-четыре часа - на завтрак, обед и ужин. Вот его интерьеры:
DSCF8491

DSCF8492

Полный обед в кафе (салат, суп, второе с гарниром, хлеб) будет стоить 500-600 рублей, завтрак и ужин можно уложить в 200-300 рублей.

DSCF8493

DSCF8494

Вот так выглядят каюты первого класса - рассчитанные на двух человек:
DSCF8495

Две кровати диванного типа, шкафчики, рукомойник.

DSCF8496

Туалеты и душ (последний платный - 120 руб.) - только общие в коридоре.

Виды берегов разнообразны и всё время меняются:
DSCF8497

DSCF8498

Баржа с топливом проплывает мимо:
DSCF8499

DSCF8501

А вот пустая баржа:
DSCF8503



DSCF8505

Рыбаков на берегах летом очень много, на всем протяжении плавания:
DSCF8508

Палаточный лагерь (видимо, рыбаков):
DSCF8509

Еще один:
DSCF8510

Опять рыбаки:
DSCF8511

Многие жители Сибири никогда в жизни не бывали за границей, да и на российские теплые моря выезжают раз в пять лет, поэтому они предпочитают отдых на холодных, заполненных комарами и мошкой берегах местных рек.

По иронии судьбы в ледяных, непредназначеных для купания реках Сибири - масса красивых песчаных пляжей, они встречаются тут десятками. Пляжей много, а людей на них нет:
DSCF8514

На сибирских реках сохранилось много скоростных судов типа "Метеора", также, как и наша "Родина", изготовленных во времена СССР:
DSCF8515

За последние 30 лет в России практически ничего из пассажирских судов не построили (строили в основном демократию, которую руками не пощупать), и речные судоходства вынуждены выжимать до конца советский ресурс.

DSCF8516

На реке часто встречаются протоки, на которых - просто рай для дикого туризма (если забыть про холод и насекомых):
DSCF8517

Проплываем Ханты-Мансийск - столицу региона РФ:
DSCF8520

DSCF8521

А вот и культовое место - слияние рек Иртыша и Оби, здесь установлена плавучая часовня:
DSCF8539

При прохождении места слияния все пассажиры вываливают на палубы с фотоаппаратами (о прохождении его заранее оповещают по громкой связи), судно дает протяжный гудок.

В Ханты-Мансийске на одну остановку на судно садится коренной житель севера - хант, являющийся шаманом. Он исполняет шаманские песни на палубе:
DSCF8554

DSCF8559

И лечит прикосновением зубную боль:
DSCF8563

"Шаманит" с гаечным ключом:
DSCF8564

Приобье - последний населенный пункт, куда можно доехать по авто- и железной дороге, дальше только дикие места, куда доступ по воде и воздуху.

В этом Приобье - грязь, нищета, ржавый металлолом:
DSCF8565

"Шикарные" кафе:
DSCF8566

DSCF8568

Одна из центральных улиц Приобья:
DSCF8569

Портовые краны и грузящиеся паромы:
DSCF8577

DSCF8579

Ад для экологов - на северах не утилизируют старые суда, всё просто ржавеет на берегах десятилетиями:
DSCF8581

Везут экскаваторы:
DSCF8582

Еще подсели ханты:DSCF8595

DSCF8597

Навигационные знаки на берегу:
DSCF8600

А вот так выглядят каюты третьего класса, находящиеся в трюме, тут двухэтажные полки по типу плацкартов и окошко-иллюминатор:
DSCF8607

Люди здесь едут в количестве несколько десятков в одном помещении, это аналог общего вагона.

DSCF8608

DSCF8609

DSCF8610

DSCF8612

Рядом - кричащие дети, алкоголики с водкой и пивом, всё это в хаосе. По моему мнению, в третьем классе лучше не ехать - некомфортно.

DSCF8613

DSCF8614

Машинное отделение - как уже писал, и оно в идеальной чистоте:
DSCF8616

На реках часто встречаются необитаемые острова, Обь и Иртыш ждут своих робинзонов:
DSCF8617

DSCF8618

Берега разглядываю через бинокль:
DSCF8622

DSCF8626

DSCF8627

В честь плавания на теплоходе пассажирами был изготовлен вафельный тортик "Родина":
DSCF8629

DSCF8630

Стоит также упомянуть, что недельное плавание на корабле в достаточно комфортабельной каюте второго класса (на 4, 6 или 8 чел.) стоит 2500 рублей, это 1000 гривен или 40 долларов (в трюме - 2000 руб., в каюте первого класса - 7 тыс.). Это один из самых дешевых кораблей мира. Учитывая дальность плавания и весьма приличные условия на борту, замечу, что плавание это можно рассматривать как и вовсе БЕСПЛАТНОЕ, ибо эта сумма - 40 дол. - настолько мала, что попросту смехотворна. Достаточно сравнить с ценником на круизные теплоходы.

Еще я думал, что на борту будет скучно, и скачал в телефон немало текстов для чтения. Все из них я даже не открыл, настолько много было интересных дел на корабле, от лекций до осмотра внутренностей корабля, бесед с часто плавающими здесь людьми и наблюдением за берегами. Образовалась обратная проблема - не было времени для сна, и к концу плавания начал сказываться хронический недосып.

На седьмой день плавания на горизонте показался красавец Салехард - конечная точка путешествия. Одна из лучших недель в жизни подошла к концу.

DSCF8631

Как оказалось, длительные плавания по рекам - это очень увлекательно, интересно, комфортно, и эту практику, думается мне, обязательно нужно продолжить! Очень интересно, когда в путешествиях, о которых, казалось бы, уже знаешь всё, открываются новые воодушевляющие страницы.
Tags: Россия, Сибирь-2019, по воде, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments