Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Category:

Путешествие на Балканы – 2012. Транспортная система региона

Вот так выглядит карта моего 40-дневного путешествия по Болгарии и Балканским странам по земле из Киева:
0
Как видно по карте, были последовательно пройдены такие страны: Украина – Молдавия (чуть-чуть совсем) – Румыния – Болгария – Греция – Македония – Албания – Черногория – Хорватия – Босния – Сербия – Болгария – Румыния – Молдавия – Украина.

Вот более подробно отметил красным мой нынешний маршрут по Болгарии, и синим - там где ездил раньше, в предыдущие визиты. Всякие локальные поездки на такой карте не отобразить, их тоже было в количестве. Страна оказалась неплохо раскатанной.


1

А вот мой маршрут по югославским странам: 2

Особенность этой поездки – напряженный очень график, чтобы уложить такое большое количество городов и стран всего в 40 дней, пришлось, во-первых, заранее хорошо дома проработать план поездки, свериться с картами и путеводителями, второе, по максимуму отказаться от автостопа, как медленного способа путешествия.

Как добраться в регион? Самый дешевый способ добраться из СНГ в Болгарию – это не самолет, и не прямой поезд Москва – Киев – София, а автобус Одесса – Варна. Особенность этой линии, что она обычная рейсовая, несезонная (летом то до Болгарии есть чартерные автобусы даже из Москвы), и ехать на ней можно круглый год, что очень удобно. Билет от Одессы до Варны стоит 40 евро, билет в плацкарт от Киева до Одессы – еще 10, таким образом за 50 евро можно из Киева попасть в крупный курортный болгарский город. Если в Киеве сесть в поезд Москва – София, то билет будет стоит не 50, а 100 евро – в два раза дороже, а всё потому что есть только купе, прицепили бы они плацкарты, этот способ добирания стал бы самым популярным наверное. Но не хотят, а при этом жалуются, что доходы у ж/д падают. Шустрее надо быть.

Добраться же из Киева в Югославию – вообще хреново. Прямых самолетов нет (если не считать летние чартеры для пакетников на море), автобус или автостоп – нужна транзитная румынская виза или венгерская, которая и вовсе шенген. Так что логично ехать через Болгарию, и совмещать посещение её с Югославией.

Как ездить по региону?

Автостоп. В этой поездке из любви к искусству автостопом ездил на небольшие расстояния в новых странах, в которых ранее это не пробовал, чтобы понять как оно. Впрочем, использование рейсового транспорта на Балканах очень даже оправдано – автостоп там в целом очень хреновый и медленный, как рассказывают ехавшие принципиально только таким способом очевидцы, на трассах побережья Адриатического моря приходилось простаивать по 4-5 часов в ожидании оказии, и это на жаре. Подтверждается это и личным опытом. В целом, удовольствие зачастую сомнительное. К тому же, ввиду расположения многих городов в горах, на морском побережье там и выезды из городов зачастую неудобные.

К Болгарии вышесказанное не относится, там и автостоп более-менее хороший и рейсовый транспорт по сносной цене. В этот раз так и ездил там на дешевом по евромеркам рейсовом транспорте, но в предыдущие визиты, продолжавшиеся аж 1,5 месяца, смог для себя уяснить сущность болгарского стопа в достаточной мере. Терпимо вполне.

На большое расстояние на попутках поехал только из Боснии в Болгарию через Сербию, когда уперли у меня рюкзак на черногорском побережье и стало ясно, что стоит начать серьезно экономить. Проехать, конечно можно везде, но стоит рассчитывать в бывшей Югославии на 200-300 км в день, а зимой и того меньше (против 500-600 км в день в России, Белоруссии или Германии, к примеру). Вызвано это, как уже было сказано, плохой останавливаемостью, трудностью выездов и позиций, горными кручеными дорогами с перевалами, по которым машины едут медленно, густотой агломерации – далеко машины идут нечасто, локал.

Железная дорога. Ситуация с ж/д в на Балканах хреновая, гораздо хуже чем в СНГ. Тут она находится в активном умирании. Поезда в Болгарии все сидячие, плацкарты и купе цепляют только к одному ночному София – Варна и к бургасскому могут, и то не всегда, надо заранее спрашивать кассиров, если нужно, когда он будет. Никаких «Интерсити», как в центральной Европе или Украине, в Болгарии и других югославских странах, аналогично в Албании, нету вообще. Практически все поезда в этих странах – обычные сидячие электрички, с мягкими правда сиденьями, то есть по комфорту они соответствуют нашим собакам–экспресс. Могут все сиденья быть в общем пространстве или разделены на купе на 6 человек с дверкой – на цену это не влияет обычно.

В таких поездах что хреново – европейскость :-)) Остановки не объявляют, если нужно выйти на маленькой станции – приходится по карте отслеживать где едем, чтобы не прозевать, ведь стоянка может быть и полминуты. А если в темноте – то и названия станции не разглядишь, вообще жопа. И расписание внутри вагонов не висит. Проводников нет – спросить где выходить можно только у контролеров, они по евротрадиции в первом вагоне сидят или ходят проверяют билеты. Из-за того, что нет проводников, и безопасность проезда ниже – могут стырить что-то если заснешь, и не заметишь. И внутри поездов не продается обычно ничего (только в экспрессах болгарских – чипсы и вода, с пивом), и нелегальной торговли нет. И на платформах ничего не купишь – не продают там ничего, так как стоянки маленькие и не успеют пассажиры выйти, да и не знают они сколько стоянка часто – ведь расписания то нет нигде. И вокзалы заплеванные в большинстве стран – даже в Салониках в Греции богатой хоть и чисто, но очень простенько. Сверкающих мраморных вокзалов с золочеными люстрами, как у нас, с теплыми залами ожидания, кафе и ресторанами, в юго-восточной Европе не найдешь. В целом, пусть «евротолерасты» кричат сколько угодно, но советская система ж/д сообщения – лучшая из всех, что видел. По сравнению с европейской она гораздо удобнее. О цене и говорить не приходится.

Кроме того, что выбор вагонов мизерный – никаких лежачих нет почти, интерсити нет, ни хрена нет, так еще и поезда через границу не ходят там почти! И это на Балканах – где от одной страны до другой, как от одной российской области до другой – расстояния то крошечные! Так что как видим, и автостоп там хреновый, и поезда.

Уже 2 года как сдыхающая греческая ж/д отменила вообще все поезда (!!!) из Греции за границу. Нет ни одного поезда ни на Македонию, ни на Болгарию, ни на Турцию, ни в Албанию. Греция нынче – ж/д остров.

Дальше пошли. Из Албании еще в прошлом году был поезд, что шел из Тираны через горы до Охридского озера, до границы с Македонией. Как пишет «Лонли планет», самый красивый был маршрут ж/д. Я даже думал на нем прокатиться. И что? Нет его уже, отменили, увы. Так что не только через границу, но и до границы из Тираны не доехать. Ни на Грецию, ни на Македонию, ни на Черногорию из Албании поездов нет. Еще один ж/д остров. Понимаете, к чему там дело идет? К полному вымиранию ж/д. И это в такой густонаселенной местности, где казалось бы поезда могли бы пользоваться большим спросом. Ан нет.

Прикольная вещь - албанский поезд, удалось на нем покататься. Вагоны древние, стекла выбиты камнями – гопо-дети развлекаются, в стеклах или дыры с трещинами, или окон вообще нет. Двери не закрываются в купе или отваливаются. Туалеты или вонючая дыра в полу, или вообще сломан и зайти нельзя. Жесть! Пролегает албанская ж/д через разрушенные социалистические заводы, трущобы, цыганские замусоренные кварталы. Грязь страшная из окон видна. Интересный, атмосферный вид транспорта.

Из Болгарии в Румынию сообщение типа есть – но знаете как выглядит поезд с гордым названием София – Бухарест? Из столицы одного государства Евросоюза в другое? Я его внимательно осмотрел. Из Софии отправляется три вагона и локомотив, из которых два вагона – внутренние болгарские пригородные, их по пути отцепляют, и лишь один (!) вагон – примитивный, сидячий, годов 70-х по виду, давно без ремонта – направлялся в Бухарест. То есть весь этот так называемый международный поезд – это один б/у-шный вагон. Думаю, через несколько лет его не останется и Болгария станет таким же ж/д островом. Вся надежда лишь на «последний из могикан» поезд Москва – София, все таки в России по сравнению с югом Европы ж/д на высоком уровне, не дадут так всё развалить, как там.

Еще про Болгарию. Есть еще типа сообщение Бухарест – Стамбул, через Болгарию. Это также 1 вагон, иногда 2 вагона. Масштабы впечатляют? Но думаете можно проехать на этом поезде нормально? Фигушки. Он доезжает до какой-то станции чуть южнее Русе (если ехать с севера), далее всех пассажиров с билетами выгружают в автобус и везут часть пути по Болгарии в автобусе, это всё из-за ремонта путей. Затем их снова садят в поезд, довозят до турецкой границы, после чего снова загружают в автобус – в Турции тоже ж/д на ремонте. И много желающих ли пользваться таким «комфортабельным» жд сообщением, когда на промежуточных участках нужно два раза пересаживаться на автобусы? Ахтунг.

Болгария и Македония хоть и соседи – но между ними ни один поезд не ходит. А так как, напомню, из Македонии не уехать на поезде ни в Албанию, ни в Грецию, то выходит что это тоже почти ж/д остров – остались лишь вагончики оттуда на Сербию по одной ветке, и всё.

А стоит добавить, что из Болгарии в Сербию ходит только 1 пригородный в день, и всё. И это по магистальной то ветке Париж – Стамбул, по которой ходил знаменитый «Восточный экспресс», описанный у Агаты Кристи.

А есть еще Косово – в котором опять нет никаких поездов.

Ни одного хоть сколько-нибудь крупного отремонтированного вокзала, не говоря уже о новопостроенном, ни в одной стране по ходу поездки я не видел. Большинство – царской или советской постройки, запущенные, часто заплеванные, серые, унылые, с блеклым освещением. Ни один вокзал не работает всю ночь.

В общем, мой прогноз, что лет через 20 вообще сообщение по жд как вид передвижения вымрет в Юго-Восточной Европе, останется только какой-то кусочек может маленький, для фанатов.

Автобусы. Так что в основном приходится кататься в регионе на автобусах, в них то уж недостатка нет. Ввиду того, что это основной вид транспорта, ему уделяется большое внимание. Автобусы в основном большие во всех странах, красивые, комфортабельные, и что очень важно – полупустые, а порой и вообще пустые (так, из Албании в Черногорию кроме меня на большой автобус был еще только 1 пассажир). Чтобы ехали стоя, не видел ни разу вообще за все 40 дней поездки, это больше наши реалии, постсоветские.

Очень комфортно в тамошних автобусах, хотя и дорого – садишься себе сзади (почему-то сзади места занимаются в последнюю очередь и обычно свободны, а я их люблю), раскладываешь карты, книги, еду, лежишь, смотришь в окно, рисуешь на карте, пишешь что-то, словом отдыхаешь. В микроавтобусах (маршрутках) так и близко не отдохнешь, так что они для дальних перегонов неудобны. К счастию, в маршрутках там и не приходится ездить – только по Албании проехался и по Болгарии на маленькие расстояния (на большие дистанции – везде большие автобусы).

Маршрутки по наполнению – вообще такого вида транспорта в поездке не видел (может где-то он и есть). Или микроавтобусы по расписанию, или большие автобусы, тоже по расписанию. Только так. В бывшей Югославии автобусное сообщение поставлено очень хорошо – и в кассе и все водители выдают билет, на котором написано откуда едешь и куда, дата, время, всё прилично. В Болгарии попроще – там билеты водители и могут даже в кассе выдать без даты, времени, просто с ценой, как городской талончик. Чтобы водитель просто взял деньги у пассажира и засунул их себе в карман, как у нас, такое в Европе не принято – видел подобное только в Албании, если ее считать Европой, конечно. Так что из-за такого подхода – водитель всё гребет себе – у нас и развалено автобусное сообщение, и новых комфортабельных автобусов между всеми городами мы дождемся еще нескоро.

Серьезный минус в Югославских республиках – каждый водитель норовит взять плату за рюкзак (хоть у меня и небольшой был) – тариф одинаковый был везде – 1 евро (ниже я это евро к цене не добавлял). В Болгарии к этому проще относятся, чаще всего деньги не берут.

Ну вот такой краткий обзор, на чем я ездил на Балканах.

Ниже я освещу конкретные расходы на транспорт, которые были в путешествии у меня по этим странам, чтобы прочитав цену и взглянув на карту, можно было самому решить, дорого или дешево там ездить. Чтобы можно было понять, насколько в копеечку влетает путешествие по этим всем государствам. Для удобства все цены привел к евро. 1 евро = 40 рублей = 10 гривен.

Итак, расходы на транспорт.

Первый визит в Болгарию: микроавтобус Варна - Балчик – 2,50 евро, микроавтобус Балчик - Албена - 0,40 евро, микроавтобус Албена - Варна – 2,50 евро, пригородный автобус Варна - Золотые пески – 1,50, приг автобус Золотые пески - Св. Константин – 0,80 евро, микроавт Св. Константин - Варна – 0,80, автобус Варна - Несебр – 7,5, пригор автобусы Несебр - Солнечный берег - Несебр - 1, автобус Несебр - Поморие – 1,5, микроавтобус Поморие - Бургас – 1,7, микроавтобусы Бургас - Созополь - Бургас – 4,50, поезд-экспресс Бургас - Пловдив - 9, поезда пригородные Пловдив - Септември – Банско - 5, автобус Банско - Сандански - 9,50.

Второй визит в Болгарию: пригородный поезд от границы ст. Драгоман близ Сербии до Софии – 1,50 евро, поезд-экспресс София - Плевен – 7 евро, автобус Плевен - Габрово - 6, автобусы Габрово - Трявна - Габрово – 3,50, автобус Габрово - Тырново - 3, автобусы Тырново - Арбанаси - Тырново - 1, автобус Тырново - Русе - 5, автобус Русе - Шумен - 6, поезд Шумен - Варна - 3,30, автобусы Варна - Казашко (близ Варны) - Варна - 2,80.

А вот какие расходы на транспорт по Балканам получились, там уже дороже транспорт в основном, чем в Болгарии:
Греция – 0 (чистый автостоп, ибо дорого там), от греческо-македонской границы до первого города Гевгелия на такси 5 км – 4 евро (был уже вечер, торопился), автобус македонский от Гевгелии до Скопье – 6 евро, Скопье – Охрид – 0 (автостоп по Македонии), маршрутка Охрид – Струга – 0 (забыли взять деньги), автобус Струга (макед. граница) – Дуррес (Албания) – 11 евро, пригородный албанский поезд Дуррес – Тирана – 0,50 евро, маршрутка Тирана – Шкодер (по Албании) – 3 евро, автобус Шкодер (Албания) – автобус Ульцин (Черногория) – 5 евро, автобус Ульцин – Будва (по Черногории) – 7 евро, автобус Будва – Котор – 3 евро, автобус Котор – Цетине – 6,50 евро, Цетине – Подгорица – 0 (автостоп), автобус Подгорица – Котор – 7 евро, автобус Котор (Черногория) – Дубровник (Хорватия) – 14 евро, автобус Дубровник (Хорватия) – Мостар (Босния) – 15 евро, Мостар – Ябланица – 0 (автостоп по Боснии), автобус Ябланица – Сараево – 10 евро, Сараево (Босния) – Крушевац (Сербия) – 0 (автостоп), автобус по Сербии Крушевац – Ниш – 5,5 евро, Ниш (Сербия) – Драгоман (болгарская граница) – 0 (автостоп).

В целом выводы можно сделать такие.
Добираться до Болгарии самолетом из Украины дорого страшно (летом, правда, можно поймать что-то акционное или чартерное). Из Москвы хоть и дорого, но зато быстро – по крайней мере не надо ехать по земле до Украины, и через всю Украину. По Болгарии, как и Румынии нормально ездить автостопом, там это предпочтительно – для тех, кто любит. В Югославии стопом хреново, в Греции говорят тоже, но мне везло. В Албании не пробовал, но вроде там деньги спрашивают. Поезда в Болгарии дешевле автобусов, как в Югославских республиках, а в Румынии наоборот, к слову. В Албании поезда супердешевы – это реально почти бесплатное перемещение получается по европейским меркам. В Югославии автобусы дорогие, но чистые и очень комфортные. Из всех стран можно найти дешевые авиаперелеты в Западную Европу – туда они ездят все гастарбайтерствовать, но между собой перелетов мало, или вообще нет. И недешево обычно. С СНГ тоже авиа мало и дорого.

Такой вот транспортный рассказ о поездке у меня получился. Может кому что пригодится.

Tags: Албания, Болгария, Босния, Греция, Македония, Сербия, советы путешественникам, статистика, транспорт
Subscribe

  • Правила въезда на Украину на апрель 2021 г.

    Обновил свою (самую подробную в интернете) инструкцию по въезду на Украину для иностранцев, с учетом того, что Украина отменила деление стран на…

  • Ночь в румынском плацкарте. Сравним с нашими поездами?

    Хотя Румыния - совсем небольшая страна, расстояния там вполне пригодные для путешествий ночью на поезде. Чтобы не слишком быстрый поезд позволил…

  • Спортмастер - RIP

    Вслед за запретом сразу трех оппозиционных телеканалов, российской вакцины от коронавируса, теперь Зеленский своим указом закрыл сразу всю сеть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Правила въезда на Украину на апрель 2021 г.

    Обновил свою (самую подробную в интернете) инструкцию по въезду на Украину для иностранцев, с учетом того, что Украина отменила деление стран на…

  • Ночь в румынском плацкарте. Сравним с нашими поездами?

    Хотя Румыния - совсем небольшая страна, расстояния там вполне пригодные для путешествий ночью на поезде. Чтобы не слишком быстрый поезд позволил…

  • Спортмастер - RIP

    Вслед за запретом сразу трех оппозиционных телеканалов, российской вакцины от коронавируса, теперь Зеленский своим указом закрыл сразу всю сеть…