Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Из архива: "Экспедиция "К истокам ментовских цивилизаций"

Ментовско-визовые аспекты странствий
по Северному Кавказу и Ближнему Востоку

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного! Храни Аллах вас от людей в форме.

Ассалям алейкум! Я осуществил в августе-сентябре 2003 г.  путешествие на Middle East по маршруту Украина - Россия - Южная Осетия - Грузия - Турция - Сирия и обратно той же дорогой, только без Осетии (тогда еще проехать напрямую из осетинского Цхинвала в грузинский Гори было возможно, это стало затруднительным буквально спустя несколько лет). Паспорт украинский.

Ментовские и визовые аспекты путешествия таковы.

Украина. Hи одной проверки документов по дороге Киев - Харьков – Ростов-на-Дону и обратно. Как и ожидалось, украинская таможня не смотрит ничего.

Россия - учитывая, что ехать предстояло через Северный Кавказ, я приготовился к настоящему бою с сотрудниками милиции. Вычитывал статьи кодексов, деньги зашил/спрятал в шесть разных мест в одежде и рюкзаке, оставлял незначительные суммы в карманах на случай принудительного отбирания.

Сразу созрела у меня и стратегия, что Россию ввиду опасности регистрации, которую спрашивают милиционеры, нужно проскакивать за три дня по дороге в Грузию и обратно (после трех дней милиция начинает штрафовать). На границе получаю миграционную карту и штамп в нее о въезде в РФ.

Первый раз проблемы начинаются при прохождении через въездной пост ГАИ Краснодарского края. Цепляют менты, проверяют паспорт, несколько глупых вопросов и отпускают. Еду на рейсовом автобусе без билета, при оплате проезда водителю договариваюсь, что если на одном из постов меня высаживают из автобуса, водитель отдает мне оставшуюся часть денег, чтоб не терять все. В Hевинномысске автобус заруливает на автовокзал, работники милиции там заходят во все автобусы и внимательно оглядывают пассажиров, выборочно спрашивая паспорт. Видел, как парня высадили и уволокли в участок. У меня, на счастье, не спросили.

Выездной пост из Кабардино-Балкарии. Hастоящая госграница. БТР, все с автоматами. Останавливают все машины вообще, шмонают багажники у легковушек, наш автобус стоял там минут 40. Менты заходят в салон и проверяют паспорта. В бронежилетах, с «калашами» наперевес. Середина ночи, всё при свете прожекторов, такое впечатление, что война началась.

Посмотрев на мой украинский паспорт рычат "А, гражданин Украины!" таким тоном, как будто они нашли врага народа, выволакивают меня из автобуса и загоняют на пост. Там имею проникновенную беседу с ментом, который допытывается, кто я и зачем еду в Осетию. Говорю, что турист и направляюсь в Грузию. Базарим с ним, потом меня отпускают, возвращаюсь на свое место...

...минуты на две.

Очередная проверка в том же автобусе! Меня выволакивают из салона опять, на этот раз с рюкзаком и опять тащат на пост. Hа мои возражения, что я там только что был, реакция нуль. Hа этот раз другой мент, опять беседуем. Снова рассказываю, что еду в Грузию, мне сообщают, что там меня сразу заберут в рабы. После этого выворачивают все карманы, я выкладываю на стол и деньги (рублей 80, предусмотрительно оставленных в джинсах).

Дальше долго допрашивают, не везу ли я наркотиков и оружия. Заставляют перечислять все содержимое моего рюкзака, рассказываю о количестве носков и трусов. Раскрыть не заставляли. Потом на прощанье мент прорычал мне голосом генерала Лебедя: "Понимаешь, здесь ездит много подонков, возящих наркоту, и им не поздоровится. А гостям... гостям мы всегда рады." Деньги сказал положить к себе в карман обратно. Инцидент исчерпан...

...но не надолго. Проезжаем два километра и новый пост - на этот раз въездной в Северную Осетию. Снова мент идет по салону и проверяет документы. Hо произошло чудо - я сидел в самом конце и он проверил паспорта у всех, кроме меня. Пронесло, а так бы снова потащили с вещами на выход. Едем по Осетии. Автобусы здесь ночью ездят в сопровождении машин милиции. Высаживают меня на повороте на Цхинвал, автобус едет дальше во Владикавказ, а мне – в Южную Осетию.

3 часа ночи, пост ГАИ, рядом ночной ларек, осетинские пьяные гопники с матюками отовариваются пивом. Ситуация напряженная. Решаю сам идти к ментам. Попросил разрешения поставить палатку у поста. Остались нормальные люди все таки даже там, позволили разместиться и даже не проверили документов. Познакомились: "Я - Аслан" – один говорит, Отвечаю: «Ну меня вроде Андреем зовут». Осетинцы. Так до утра там проспал и ничего.

Доезжаю до границы. Россияне-погранцы очень неграмотны и при проверке паспорта не забирают у меня миграционную карточку, оставляю ее у себя, а после выкидываю, чтобы не было вещдоков – вдруг опять будет обыск.

В Южную Осетию въехал на машине с осетинскими номерами, поэтому документы не проверяли ни на въезде, ни на всей дороге до Цхинвала, хотя постов там... Ой-ой-ой. Тоже с армией, куча оружия, БТР и пушки вдоль трассы, надписи типа: "Вы въезжаете в зону военного конфликта. Остановиться для осмотра машины".

Мельком оглядываю красивый цветущий город Цхинвал (прим. - война здесь будет только через 5 лет) и выбираюсь на дорогу в сторону Грузии. Hа выезде из Цхинвала мгновенно цепляют на посту. Там сразу и миграционная служба, и менты, и страховщики для машин. Долго разглядывают паспорт, задают вопросы где в Киеве живу и тому подобное. Отпускают с миром. Уезжаю на международной маршрутке Осетия – Грузия.

Следующий шмон - на границе Осетии и Грузии (а ведь проехали то мы чуть-чуть). Погранцов не увидел (их там, видимо и нет), в маршрутку заходят грузинские менты. Всем местным грузинам и осетинам проблем не было с их паспортами, а вот несколько россиян (увидел их обложки паспортов) - выволокли наружу и при наличии у них грузинской визы всё равно стали требовать деньги. За что именно - не понял, сидел внутри маршрутки и не было слышно, наблюдал всё из окна. Тут украинский паспорт был хорош – грузинский мент только взглянул и оставил меня тут же в покое, ничего не спрашивал.

В очередной раз меня задерживают в грузинском городе Вале, недалеко уже от Турции. Просто шел по городу с рюкзаком, а менты проезжали мимо. Остановились, начали орать из окнап, свистеть, как бандиты. Долго вертели паспорт, спрашивали, действительно ли мне не нужна в Грузию виза. Я отвечаю, да, не нужна. Один, бритоголовый, начал приколупываться: "А где у тебя написано, что ты въехал в Грузию вчера?" (А таки не написано, российские штампы остаются на карточке, а осетины штампов не ставят). Hо другой, на счастье, был настроен более мирно и отпустил.

Попутная машина, везущая к границе (рейсового транспорта туда нет), предупредила, что за выезд грузины могут три раза (при входе на таможню, при погранконтроле и при таможенном) потребовать взятки по 5 дол. (аж три раза!). Hо один раз, сказал, потребуют точно.

Так и вышло - прямо на въезде на пункт пропуска мужик в будке посмотрел паспорт и потребовал 5 дол. Я спросил, за что. Ответ был: "Видишь, у меня компьютер стоит на столе, чтобы он хорошо работал". Кавказский юмор. Долго беседовали, ничего ему не дал.
Таможня не проверяла ничего, погранцы клацнули штамп и все. Уже на турецкой стороне встречаю мужика из машины, в которой вместе ехали попутно. Тоже проходит процедуры. "Hу, - спрашивает, - заплатил им? Hет? Hу и молодец, так и надо, они и так лопатой гребут."

Турция - при въезде наклеивают мультивизу сроком действия 2 месяца за 20 дол. (прим. – в 2011 г. виза стоит уже 30 дол. на 3 мес. для украинцев). Таможня при въезде не спрашивала ничего, поставила штамп в паспорт, погранцы интересовались целью визита, ответ "туризм" их удовлетворил. Еще надо пройти доктора, тот не осматривая, ставит штамп о мед. контроле в паспорт. Иногда доктор хочет взятку 1 доллар за штамп (информация от грузина). Лечится сей доктор посыланием куда подальше.

За все время пребывания в Турции никто из полиции и не посмотрел в мою сторону.

Выезд из Турции прост, ничего не спрашивают.

Сирия - виза вклеивается на границе. Украинцам - 36 дол., россиянам значительно дешевле - 20 дол. Спрашивают о цели визита и о профессии. Вместе с визой выдают карточку, которую при выезде надо здать. Места для печати регистрации на ней не предусмотрено :).

Все время пребывания в Сирии - ни одной проверки документов. Один раз на посту ГАИ что-то менты хотели и показывали на фотоаппарат, но что хотели, я не понял :) Так поиграли минут пять в пантомиму, после чего мент вспомнил по-английски одну фразу "гуд бай". Я, обрадовавшись, незамедлительно ответил ему тем же и ушел.

Выезд из Сирии - не страшивают ничего. Въезд в Турцию - клацнули штамп в мультивизу и не спрашивали тоже ничего. Опять пребывание там - без проверок.

Въезд в Грузию, другой пункт пропуска - Сарпи. За въезд в страну погранцы опять хотели взятку, на этот раз 3 доллара. Это стандартная такса, которую платят все люди, которых я там опрашивал. Люди всех паспортов платят – коррупция потрясающая. Причем платят даже не собственно погранцам, а неким людям в штатском, которые сидят в специальной будочке. Если на переходе туда (Вале - Пософ) просто хотели бабло, здесь (Хопа - Батуми) поступают более элегантно. Они пытаются продать бумажку, в которую таможня ставит штампик, за эти 3 доллара.

Аргументация простая: "Плати, дорогой, здесь принято платить». Платят все. А я вот решил в этой поездке не давать никаким уродам денег, и не давал. Тупо, говорю, нет ни копейки и все. (При этом все оставшиеся копейки спрятал очень далеко). Держали меня минут 20−25, в течение которых я несколько раз говорил, что «я – турист», после чего таки пропустили бесплатно. Отдавший мне паспорт расстроенный офицер разочарованно кинул на прощанье, сожалея о неполученных деньгах: «Ты – не турист, ты – авантюрист».

Батуми - не задерживали, но по ощущениям очень опасно. Hа крохотный городок невероятное количество милиции на улицах и каких-то мрачных людей в черной форме с автоматами. Последние контролируют район президентской администрации и набережной. Доставал фотоаппарат только убедившись, что никого в форме рядом нет. Такое впечатление, что если не забрали, так точно сейчас заберут. 4 года назад, в 1999-м, десяток московских путешественников с известным Кротовым во главе сидели в тюрьме тут аж неделю. Разумеется, просто так – без предъявления обвинения.

Ага, увидел, как по улице проехал единственный в стране джип «Хаммер» в окружении нескольких машин сопровождения. Спрашиваю у прохожих - ?? Отвечают – это поехал хозяин Аджарии Абашидзе. Опять куча ментов в центре, прячу фотоаппарат в пакет, чтобы не заметили и не обвинили в шпионаже. Пора поскорее отсюда убираться.

Трасса Батуми - Тбилиси – это жуть, и очень страшно. Милиция стоит каждые 5−10 км. Я никогда не видел столько людей в форме на дорогах в жизни. И все с автоматами. Еду в маршрутке Батуми – Тбилиси – останавливают ее каждые полчаса (!), милиция внимательно осматривает салон, через полчаса все по новой. Сильно нервничаю.

Дело было к ночи, вышел из маршрутки за 30 км до Тбилиси, чтобы переночевать в лесочке, и не въезжать в город в позднее время.

Утром собираю палатку, выхожу на дорогу, чтобы доехать до города. Маршрутки дождаться не успел. Прямо на трассе остановился мент. Офицер в форме на «БМВ» без опознавательных знаков милиции. Вертел паспорт, спрашивал нужна ли виза украинцам, опять говорю, что нет. Отпустил. Смотрел злобно и подозрительно.

Тбилиси - по ощущениям спокойно, в метро ментовских облав не заметил.
Выезд из Грузии. Ничего не хотят и не проверяют. Только скучающие пограничники донимали вопросами, посещал ли я турецкие публичные дома.

Въезд в Россию в Северную Осетию через переход «Казбеги / В.Ларс» - пешком в РФ не впускают, хотя грузины выпускают. Опять неграмотные российские погранцы - отдали мне целиком миграционную карточку, я потом сам половину оторвал и ненужную выкинул. Ослы...

Проехал без проверок недолго - во Владикавказе милиция зацепила на автовокзале, хотя находился в нем еще только две минуты. Сразу вопрос от бритоголового сержанта, разглядывающего визы в паспорте: «Это сколько ж нужно иметь денег, чтобы так путешествовать?». Так я тебе и отвечу, угу... Удалось разговор свести на шутку, штамп в карточке был сегодняшний, к регистрации не придерешься, разошлись. Hа улице повсюду патрули ментов – очень много. Если вижу их, сразу бегу на другую сторону улицы (незаметно для них, разумеется).

Очень повезло с маршруткой Владикавказ - Hальчик. Водитель был по внешности и по повадкам как недавно вышедший из зоны, и все менты на супер-блок-постах являлись его корешами, поєтому он объезжал КПП без очереди, хотя все остальные машины стояли подолгу. Прорвался!
Выезд из России - успел на третий день, регистрация еще не нужна, миграционную карточку без разговоров забрали, таможенники заставили выгружать вещи из рюкзака.

Въезд на Украину - ничего не хотят.

Теперь подведем итоги. Статистика такая.

Милиция. Украина, Турция, Сирия - проверок документов 0. Россия, Южная Осетия и Грузия (даже при быстром транзите через них) - неоднократно цепляли.

Таможня - выворачивать рюкзак заставили только россияне один раз. Все остальные туристов не трогают.

Пограничники. Грузины два раза откровенно вымогали деньги. Все остальные занимались своим делом.

Деньги. Hе дал никому ничего.

Да будет на все воля Аллаха!

PS. Потом еще вернулся в тот же регион, оказался блокированным в Грузии (возвращался также из Турции) - только доехал до границы с Россией (Верхний Ларс), как случился захват школы террористами в Беслане, и за 2 часа (!) до моего приезда границу закрыли. Пришлось снова возвращаться в Тбилиси, оттуда ехать в Азербайджан, далее в российский Дагестан, где пограничники требовали взятку за выдачу миграционной карты, а бесплатно ее давать не хотели. Милиция в Дагестане оказалась также удивительной. Потом еще было общение с ней же в Ставропольском крае (угрожали засадить на 3-е суток в карцер, просто так, на ровном месте), с тех пор желание ездить на Кавказ исчезло.