Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

Новый год в поезде - как это было

Каждый декабрь в преддверии Нового Года тысячи людей ломают себе голову над тем, как пооригинальней его провести - некоторые уезжают купаться на теплое Красное море, другие - в Париж или Прагу, чтобы участвовать в массовых гуляньях на улицах, третьи снимают домик в заснеженных карпатских горах, чтобы встретить праздник наедине с природой на высоте полторы тысячи метров.


В 2003 году московские друзья предложили мне отметить Новый Год в составе движущегося поезда, направляющегося в одну из отдаленных точек необъятной России.



Для правильного выбора маршрута нужно учитывать следующие факторы:

1. Поезд должен идти достаточно долго, хотя бы с середины дня 31 декабря до середины 1 января, то есть минимум сутки, чтобы можно было не торопясь начать празднование, а после бурной ночи хорошенько отоспаться. По этому критерию отсекается практически сразу вся Европа - ибо поездов, идущих столь длительный промежуток времени, да еще и без пересечения государственных границ, найти там сложно. Столь «длинных» поездов на Украине то немного, поэтому выбор сразу пал на территорию России.



2. Стоимость должна быть не слишком велика, ибо ехали мы большой компанией в 20 человек, и финансовые возможности у всех были разными. В отличие от Украины, где цена на билет фиксирована и не зависит от времени года, в России в зависимости от сезона она меняется. Самый дешевый билет из всех возможных - 31 декабря, так как в этот день желающих ехать немного и составы идут полупустыми. Поэтому Российская железная дорога делала в 2004 г. новогоднюю скидку 50% от стандартной зимней цены, а по отношению к стоимости билета летом на тоже расстояние новогодняя цена составляла не более 35% (сейчас такой скидки 31.12 нет).

3. Конечной точкой маршрута нужно выбрать город, который бы в полной мере ассоциировался с зимой и с самим праздником Нового Года - чтобы было много снега да сильный мороз, а не слякоть под ногами. Целью нашего путешествия была выбрана Республика Коми, город Ухта, расположенный посреди бескрайней тундры на 63 градусе северной широты.



4. При большом количестве людей билет предпочтительней брать в плацкартный вагон, в купе же больше восьми человек не поместятся.

Старт поездки был у меня 30 декабря вечером, когда я сел в поезд из Киева в Москву, чтобы на следующий день выехать на север. Утро 31 декабря посвятил осмотру новогодней российской столицы, прошелся по Тверской и Красной площади. К обеду собираемся с друзьями на Ярославском вокзале, там же на оптовом рынке закупаем продукты и выдвигаемся в поезд.

Россия уже тогда становилась единой и сильной



Чтобы Новый Год был настоящим, прихватываем с собой елку...



...и устанавливаем ее прямо на столе в купе. Для последователей порекомендую заранее прикинуть высоту вагона и не покупать дерево более чем полутораметровой высоты. Чтобы елка не падала, обматываем ее скотчем, а потом до самой ночи украшаем вырезанными на месте из бумаги украшениями. Собственно на необъятных просторах России отмечать праздник можно начинать с обеда, поднимая бокал сначала одновременно с жителями Петропавловска-Камчатского, затем Владивостока, Читы, Иркутска и т.д., что мы и делаем. Самым последним в час ночи произношу тост в честь украинского Нового Года.

Как показывает практика, отнюдь не все люди в подобном поезде предаются безудержному пьянству, как можно было бы подумать, многие соблазненные дешевизной билетов, или просто движимые жизненной необходимостью едут в одиночку, и ложатся спать еще часов в 11-12. Большинство, конечно, выпивает, однако других компаний, кроме наших, специально поехавших встречать праздник на колесах, так и не заметил.

Впрочем, здоровое понимание того, что мы едем в Новый Год присутствует у всех пассажиров, и уровнем шума никто не возмущается. Два проводника, весьма упитанных мужчины средних лет, кажется начали отмечать еще до отправления поезда, и к вечеру с трудом могли открывать двери вагона на станциях. Так как ехать долго, начинаем гулять по всему составу и наблюдать за происходящим в соседних вагонах. В одном - десяток солдат в кирзовых сапогах и беретах десантников распивают водку из горла и поют песни в стиле «шансон», в другом - группа студентов рассматривает фотографии с разложенного на кровати ноутбука, в третьем - подростки, футбольные фанаты, с фирменными шарфиками своего клуба возвращаются домой с матча.

По мере движения на север традиционные советские каменные вокзалы сменяются в Вологодской и Архангельской областях вычурными деревянными, с наличниками на окнах и жестяными петухами на крыше. На каждой крупной станции можно погулять на свежем морозном воздухе, осмотреть окрестные строения и уличную торговлю.



Как и положено на севере, чай здесь продают из самоваров, а из еды предлагают кулебяки и бублики. Бабушки-продавцы одеты в тулупы сталинских времен, на ногах - калоши и валенки. Выйдя погулять на одном из полустанков в полвторого ночи, поразился двум десяткам людей, ночующим в зале ожидания в эту праздничную ночь на убогих деревянных лавках под тускло горящими лампами. У каждого человека свой Новый Год.

Да, забыл упомянуть, что поезд наш следовал из Москвы в Воркуту. Маршрут следования навевал определенное романтическое настроение, и в голове все время звучали почему-то блатные напевы. Впрочем, часто ездящие по этому направлению соседи по вагону при пересечении определенных станций показывали т.н. «зоны» - огромные освещенные прожекторами территории с заборами, колючей проволокой и вышками с караульными.

И вот, наконец, к 10 часам вечера первого января приезжаем мы в конечную точку нашего путешествия - город Ухта. Что приехали на север, заметно сразу: когда отправлялись из Москвы - была нулевая температура и шел дождь, по прибытию в Ухту нас встретило 30 градусов мороза.



Подобная температура, которую на Украине, кроме как в Карпатах, нигде и не почувствуешь, сразу дает о себе знать - у людей за пять минут обмерзают усы, брови и бороды. Вообще, на тему бороды в этих краях говорят гораздо чаще, чем на юге.

Порою обмерзают полностью и объекты гораздо крупнее:



Такое впечатление, что по улицам ходят одни Деды Морозы, все лица в инее, а одежда припорошена идущим снегом.

Прохожие на северах порою питаются снегом:



Чтобы разместиться на ночлег, мы заранее договорились о ночлеге с местными жителями, и пешком направились туда, благо этот город можно пройти на своих двоих из конца в конец минут за сорок, и нет надобности ждать плохо ходящего в праздники транспорта. Через час, оставив вещи, пошли гулять.



В ночной Ухте нашлись люди, которые пили возле елки на главной площади шампанское. И это при 30 градусах мороза, бр-р-р! В основном гуляющая молодежь оккупировала гастрономы, кафе и... главпочтамт, так как долго гулять по городу при подобной температуре все таки проблематично. Работающие на улице киоски по продаже мороженого воспринимались нами, изнеженными южанами, как насмешка.

Город - центр нефтегазовой промышленности, что обуславливает высокий уровень жизни жителей. Магазины здесь ломятся от икры, балыка, дорогих коньяков и вин. На каждом шагу такси, супермаркеты, все улицы ярко освещены, а тротуары блещут чистотой. Световой день здесь очень короткий, уже в полтретьего дня наступают сумерки. В темноте можно забраться на крышу многоэтажки и полюбоваться огромными снопами огня из труб на горизонте - так ликвидируют попутный газ, возникающий в процессе нефтедобычи.

Особая достопримечательность города в стиле «социалистического реализма» - стоящая на сопке над городом огромная голова Ленина метров 20 в высоту. Ленин состоит из металлических реек, соединенных лестницами, чтобы поклонники вождя всемирного пролетариата могли забраться на его макушку, и с вершины увидеть... нет, не коммунизм, а панораму города, а за ним - уходящую на сотни километров вдаль заснеженную тайгу.



Весь день второго января мы гуляли по Ухте, а к вечеру сели на очередной, уже третий для меня по счету поезд, и переместились в Сыктывкар - столицу республики Коми. К слову, эта автономия Российской Федерации по площади равна половине Украины. Город старше Ухты, застройка в центре преимущественно сталинская, хотя встречаются и особняки конца 19 века.

Милиция здесь порою любит проверять регистрацию у иностранцев, и внимательно смотреть даты въезда в паспорте, фотографию.




Официальный язык автономии - коми, письменность на основе кириллицы. Если жители столицы в основном пользуются русским языком, то бабушки из провинции нередко разговаривают на родном. На улицах можно увидеть много надписей на «державной мове» типа: «Вузасянин уджаланкад сутки чож», что означает «Магазин працює цілодобово».



Открытки с видами города еще советских лет выпуска можно купить на центральной почте по «коммунистической» цене 35 российских копеек за штуку. Как говорится - дорого, но надо брать.

Сыктывкар - город богатый, практически все здания в центре с евроремонтом, на улицах огромное количество маршруток, везде круглосуточные магазины.

Следующий, четвертый поезд, в нашем путешествии следовал в город Киров (старое название Вятка). По сравнению с богатым нефтью русским севером Киров производит гнетущее впечатление - такое впечатление, что время остановилось, и вы перенеслись в 95-й год:



Убогие гастрономы с пирамидами консервов на полках, коммерческие киоски, заменяющие пока собой гипермаркеты, множество вывесок наподобие «столовая №3 завода им. Ленинского Комсомола»...



Гротескно на этом фоне смотрятся раздолбанные с дырками в полу троллейбусы, на которых гордо выведено «Троллейбус частный. Льгот нет». Такого явления, как приватизированные троллейбусы, мне не довелось видеть больше ни в одном городе России и СНГ.

Любители старины найдут здесь много старой русской купеческой архитектуры, монастыри и соборы 18-19 вв. Здесь проживали Александр Грин, написавший знаменитые «Алые паруса»:



и братья Васнецовы:



Как в Ухте, так в Сыктывкаре и Кирове зимой на центральных площадях сооружают из снега и льда многометровые скульптуры Деда Мороза, Снегурочки, прочих сказочных персонажей. Здесь можно увидеть оленей и слонов, ледяные дворцы, даже тропические пальмы:




Температура зимой в этих краях всегда отрицательная, и созданные в ноябре художества могут простоять до апреля-мая. На Украине же из-за постоянных оттепелей подобный вид искусства, к сожалению, не развит.



Киров - последний город в нашем маршруте. Все разьезжаются кто куда, по своим домам. Отсюда я уезжаю в Москву, после чего мне остается лишь достичь Киева – и закончить празднование Нового года.

Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments