Андрей Сапунов (pan_sapunov) wrote,
Андрей Сапунов
pan_sapunov

Categories:

О чтении книг и писателях на Украине

Давно в жж не писал своих заметок о жизни большого объема, вот решил, что пора. Продолжу писательскую тему. Прочитал на одном из самых популярных в укр. интернете сайте "Корреспондент" статью "Почему украинцы не читают. Дневник львовского Форума издателей". Сразу стоит оговориться, что издание это в т.н. "тренде" (скажем по западному), то есть рассчитано по замыслам издателей на молодых, успешных, бизнесовых, прозападно ориентированных. Руководит этой шарашкой гражданин США.

Компания GfK Ukraine представила результаты масштабного исследования о читательских привычках украинцев. Теперь мы знаем, почему в стране читают мало, а, значит, знаем, как исправить ситуацию

Вот так по их информации, на Украине любят чтение:
Лишь половина украинцев прочла за последние три месяца хотя бы одну книгу, только треть – совершала покупку в книжном магазине.

Кто читал книги в СССР, самой читающей стране мира? Конечно же, советская интеллигенция, которую и породил Советский Союз как широкую общественную прослойку. До 1917 читать мало кто умел вообще, лишь несколько процентов населения. Кто может любить чтение сейчас? Да всё те же люди и их потомки. Интересуются книгами задавленная, недобитая современными рыночными реформами интеллигенция, люди, которые ползарплаты в старые годы фанатично отдавали на покупку книг, отказывая себе во всём (в наши времена по объективным причинам тратить так много уже нет необходимости). Кто эти люди? Ученые, инженеры, врачи, библиотекари, учителя, чиновники (большая их часть, кроме начальства), словом те, кто сидит большей частью на крошечных бюджетных зарплатах и живет оттого более чем скромно.

Но издание "Корреспондент" - западного толка, пропагандистское, и поэтому они стараются привить другую точку зрения, кто есть читающие люди::

- Читают успешные, имюещие неплохой достаток, заинтересованные в постоянном расширении кругозора и осознающие ценность чтения для будущего (своего и своих детей). Нечитающие, соответственно, их полная противоположность.

Для современных прозападных офисных работников, т.н. креативного класса, белых воротничков, для которых и пишутся статьи в таких глянцевых  изданиях, дается обратная информация - что, мол, успешные в рамках либеральной современной модели общества, богатые - они и есть умные, они и есть соль земли. Читают ли они что-то? Кто-то может и читает (глянцевые проспекты о новинках автомобильной техники и сотовой связи, рекламы косметических фирм), но большинство проводит время в "гламурных" ночных клубах, в барах за бокалом "Мартини" и т.п. Постарше - в саунах и на охоте. А реально большинство читающих людей, которых можно увидеть в любом книжном магазине и на специализированном огромном киевском книжном  рынке "Петровка" - это как раз советского разлива интеллигенты и чиновники низкого уровня, а также студенты.  По терминологии наших прозападных друзей - неуспешные ("полная противоположность" офисным мажорчикам).

Имеем парадокс номер 1 - большая часть реально читающих людей вычеркнута из списка вообще тех, кто и является субъектом исследования (т.е. читателями). Это хорошо показывает психологию таких прозападных, успешных - смотреть на остальных людей презрительно, свысока, или вообще не замечать их ("это те, которые ездят в электричках, в метро").

Любопытно при этом, что в этой же статье приводятся данные, говорящие, что деньги не играют особой роли в принятии решения, читать или не читать:

При этом только 1% нечитающих назвал нехватку денег главной причиной не читать, а 6% - упомянули это в качестве одной из причин.

Это показывает, что Украину пока не превратили в Африку, где действительно умеет читать книги только узкий процент "успешных" воров и бандитов, присосавшихся к госкормушке или торговле наркотиками и золотом, а остальные обречены грызть зубами кокосы на пальме. Но несомненно либеральные активисты хотели бы превратить нашу страну в такое тропическое болото, в котором бы они сидели в пробковых шлемах под опахалом с айфоном в руках и рассуждали об успешности, встраивании в рынок и естественном отборе (с платными дорогими школами, институтами, учебниками и пр.).

Вторым китом правящего класса в современной Украине является национализм. Вот что пишет тот же автор:

- В Украине нет современных авторов-брендов. Информация, которая на меня лично подействовала шокирующее и отрезвляюще: 42% украинцев известно имя Лины Костенко, 15% - Ирены Карпы, 12% - Василия Шкляра, 10% - Марии Матиос, 7% - Оксаны Забужко, 5% - Сергея Жадана. Знание имени не равно чтению текстов. Чтобы получить процент читавших произведения этих авторов, указанные цифры можно смело делить на два (в лучшем случае).


В так называемые "бренды" (словечко тоже из ИХ "креативного" языка) двигают только украиноязычных писателей. А то, что среди  читателей книг значительная часть читает на русском языке (и пишут также на русском), вообще в расчет не берется. Если живешь на Украине, но пишешь на русском, то: в лучшем случае - тебя не будут печатать крупные издательства и в "бренд" не попадешь никогда (исключения типа Куркова лишь подтвержают правило), в худшем (что очень распространено) - тебя вообще не будут считать украинским писателем. Как это, спросят читатели не из Украины? А очень просто. Количество писателей на Украине, которых вообще за людей пишущих не считают - очень велико, и по моему субъективному мнению, их больше, чем той, второй половины, официальных, которые в "тренде" выполняют госзаказ на идеологию. Берешь книгу в московском магазине, например, и читаешь в аннотации - такой-то писатель (без указания, из какой страны), живет в Днепропетровске (Харькове и т.д.). Издается он в Москве, его книги на Украину приходят как импорт, иностранная литература. Для Украины всех таких писателей "умножили на ноль". Это парадокс номер 2.

Поехали дальше. Мало того, что в этой стране нужно писать по-украински, нужно еще писать злобно, агрессивно, русофобски, устраивать скандалы на теме национализма (или секса, на худой конец). Только тогда тебя заметят, будут печатать большими тиражами и продвигать в "тренд" (или "бренд"). Посмотрим упомянутых "Корреспондентом" авторов, чем они стали известны (цитаты из Вики и газеты):

Мария Васильевна Матиос
Скандал вызвало сравнение в одном из произведений Матиос обелиска на Могиле Неизвестного солдата в Киеве с «фаллосом». Была попытка возбудить против Матиос уголовное преследование. Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал это высказывание «маразмом и подлостью», и высказал сожаление, что «оно не вызвало в стране резонанс, не вызвало осуждение, не вызвало возмущения», а академик Пётр Толочко сказал, что «Матиос как женщине можно и посочувствовать», и что провоцирование подобных отзывов — возможно, реклама для неё.

Шкляр
Василий Николаевич


Шкляр отказался от перевода и издания на русском языке романа «Залышенець», несмотря на просьбы издателей. Отвечая на вопрос телезрителей относительно возможности переиздания романа на русском для жителей Донбасса и Крыма, Шкляр отметил: «Не могу допустить, чтобы моя книга стала инструментом русификации».

Украинский политик, депутат Верховной Рады Александр Фельдман процитировал несколько отрывков из «Залышенця», в которых, по его мнению унижались евреи, русские и представители других национальностей. По словам Фельдмана — высшей награды Украины в области культуры, госпремии им. Тараса Шевченко — писатель удостоился только потому, что «никто в комитете по присвоению премии не удосужился прочитать роман „Залышенець“ внимательно». Фельдман потребовал комментариев от комитета по премиям, но ему не ответили.

Один из крупнейших украинских издателей Александр Красовицкий также обвинял Шкляра в пренебрежительном описании представителей других национальностей на страницах романа.

Ирена Игоревна Карпа
Карпа у себя в Facebook раскритиковала Россию, Она опубликовала фото, на котором она стоит в фартуке с надписью: "Кто вы такие? Что вам надо? Я вас не знаю. Идите на..й". По ее словам, это послание Украины северному соседу, который предлагает Украине вступление в Таможенный союз.

Ну, примерно понятно, какие условия причисления к святому лику украинских писателей в "тренде"? Нужно поплевывать смачно на большую часть украинской интеллигенции, которые не "успешные" (а их противоположность), продолжать плевать на всех читающих и пишуших на русском (вы не читатели и не писатели вовсе, а никто, потому что "у нас одна державна мова"), и плевать на всех, кто даже не возражая против западных айфонно-гламурных ценностей и украинского языка, не приемлет истеричного национализма в творчестве. Ну и в самом деле, многим ли понравится только такое читать, как вышеперечисленных авторов, даже среди людей, которые сами националисты? А ведь "Корреспондент" и львовский форум издателей предлагают именно такое чтиво "в тренде".

Что имеем в итоге? Украинские издатели, руководствуясь имущественным, классовым цензом, а также национальным и языковым фильтром,  загнали себя в узкое гетто, свой мирок, "свiдоме коло". Им там, возможно, комфортно и уютно, и не хочется оттуда вылезать. Ну и чёрт с вами, сидите там. Только не нужно удивляться, что только 15% процентам читателей известно имя Карпы. 15 - это еще много, удивительно, что хоть хоть кто-то её знает вообще, кроме узкого круга лиц.

А тем временем значительная часть писателей и поэтов, творящих на Украине, будет публиковаться в издательствах "соседней державы", чего и следовало ожидать. Где от них не требуют соблюдения всех этих идеологических норм, где рынок большой и вместит всех. А остальные уйдут в интернет - многоязычный, свободный и неподцензурный.

А какая  реакция у креативно-националистичных журналистов "Корреспондента" и деятелей львовского форума на такую утечку умов, спросите вы? А реакция уже процитирована выше украинским "брендом" Карпой: "Кто вы такие? Что вам надо? Я вас не знаю. Идите на..й".

Tags: Украина, парадоксы, филология, языки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments